Методы самосознания и его этапы


Методы самосознания и его этапы

Сущность самосознания

Определение 1

Самосознание – это высшая форма развития сознания, способность личности выделять себя из окружающего мира и делать объектом исследования, способность к познанию и управлению собой.

Самосознание представляет собой сложный многокомпонентный феномен, появление которого в эволюционном процессе создало границу между людьми и животными. Сознание, как способность переживать воздействие внешних и внутренних стимулов, представленность окружающего мира на внутреннем плане психики характерно и для высших млекопитающих, но способность обратить фокус внимания с внешнего на внутреннее, задаться вопросом «Кто я?», на данный момент присуща лишь человеку.

Существуют различные точки зрения и подходы к пониманию и критериям выделения самосознания. Наиболее классическим, с точки зрения отечественной науки является подход Л.С. Выготского и С.Л. Рубиштейна, согласно которому самосознание представляет собой закономерный этап развития сознания в онтогенезе и формируется уже к 3-х летнему возрасту. Согласно позиции В.М. Бехтерева самосознание, напротив, предшествует возникновению сознания и выражается в первичных смутных ощущениях собственного существования.

Психоаналитические теории связывают выделение самосознания с субъективным переживанием отделенности ребенка от матери, через преодоление дискомфорта от физиологических ощущений. И.С. Кон и Э. Шпрангер в свою очередь выдвигают идею о том, что говорить о самосознании, как сформированном процессе можно лишь начиная с подросткового возраста, когда появляется способность к рефлексии, т.е. к самопознанию, а до этого момента происходит лишь накопление качественных изменений, подготовка к развертыванию самосознания.

Рассматривая структуру сознания В.С. Мерлин выделяет в ней следующие компоненты:

  1. Сознание своей тождественности;
  2. Сознание своей субъектности – «Я» как источник активности;
  3. Сознание своих свойств и качеств;
  4. Система социально-нравственных самооценок.

Этапы развития самосознания

Замечание 1

Самосознание не является врожденным качеством личности, оно формируется в процессе онтогенеза. Процесс развития самосознания начинается с первых мгновений жизни младенца, с первых пережитых им ощущений и потребностей, и продолжается вплоть до молодого возраста, когда личность научается соотносить действительного себя, с собственными представлениями о себе и с ожиданиями от других, и выстраивать опираясь на эти знания, стратегию дальнейшего собственного развития. Активное самопознание и саморазвитие продолжается до 45-50 лет, когда личность уже в значительной степени закостеневает, становится ригидной и консервативной, ее потенциал к дальнейшим изменениям сильно ослабевает.

Существуют различные периодизации этапов развития самосознания. Одна из них опирается на возрастные этапы развития психики:

  1. Этап (0-1 год) –основное содержание — это выделение ребёнком себя из окружающего мира посредством манипулятивных действий, сначала с собственными конечностями, затем с предметами, и наконец овладение словом, как орудием обозначения предметов окружающего мира.
  2. Этап (1-3 года) – основное содержание заключается в овладении деятельностью, первоначально игрой, а затем и практической деятельностью, связанной прежде всего с навыками самообслуживания - еда, одевание, туалет, а также повторением за взрослыми.
  3. Этап (3-7 лет) – основное содержание раскрывается через борьбу за самостоятельность, отстаивание ребенком права самостоятельно выбирать деятельность ее мотивы и формы осуществления, пусть даже и ошибочные, с точки зрения взрослых. Зарождение волевой регуляции.
  4. Этап (7-12 лет) – латентный период развития самосознания протекающий без острых кризисов. Ребенок накапливает опыт взаимодействия с внешним миром и другими людьми, встраивается в широкую систему социальных отношений, берет на себя первые обязанности при поступлении в школу.
  5. Этап (12-14 лет) – основное содержание – новый этап борьбы за независимость, на этот раз независимость взглядов и суждений, а также претензия на самостоятельность и взрослость, с одновременным отчуждением себя от взрослого. Активные поиски себя, своей индивидуальности.
  6. Этап (14-18 лет) – заключительный этап развития самосознания. Крайне напряженный и динамичный этап, включающий в себя процессы групповой и социальной идентификации, принятия собственной самости, разрешения внутриличностных конфликтов, связанных с неадекватной самооценкой.

Методики исследования самосознания

Исследование самосознания представляет собой диагностическое направление психологии, имеющее как научный, так и практический результат. С теоритической точки зрения исследование позволяет установить логику и этапы развития самосознания, его содержание и структуру, особенности взаимоотношений его составляющих, а также взаимовлияние с другими компонентами психики. С прикладной точки зрения исследование самосознания, представляет собой необходимую целью консультативного и терапевтического процессов, так каков большом числе случаев проблемная ситуация лежит в области противоречий «Я» -концепции пациента, будь то внутриличностный конфликт, завышенная или заниженная самооценка, трудности межличностных взаимодействий.

Задача исследования самоотношения может решать при помощи различных диагностических средств. Наиболее популярными являются стандартизированные самоотчеты и опросники самоотношения. Они представляют собой список утверждений, направленных на оценку каких-либо личностных качеств или индивидуальных особенностей респондента, по отношению к которым тот должен выразить свое отношение выбрав один из вариантов ответа. Наиболее часто используются закрытые формы, использующие два варианта ответа – «да» и «нет», однако число вариантов может достигать пяти – семи. По результатам опросника выстраивается структура самоотношения респондента на основании заложенных в методику интегрированных шкал.

Нестандартизированные самоотчеты представляют собой вариант качественных методов исследования. Респонденту предлагается дать определенное число свободных ответов на фиксированный список вопросов, например, «Кто я?». Ответы должны даваться в непосредственной форме, в порядке их возникновения, без учета логических, нравственных или каких-либо еще соображений. Нестандартизированный самоотчет позволяет выявить представления личности о себе в наиболее разнообразной и творческой форме, выходящей за рамки представлений самого исследователя.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :