Виды и принципы самосознания личности


Виды и принципы самосознания личности

Самопознание

Самосознание как психологическая функция реализуется через два процесса, которые можно рассматривать как его виды – это самопознание и самоотношение.

Определение 1

Самопознание – это процесс исследования личности, направленный на саму себя, выявление своих индивидуальных психологических характеристик в рамках онтогенеза.

Самопознание в самых простейших формах начинается с самого момента появления человека на свет. Первые ощущения от органов чувств, первые потребности, первые ответные реакции – самопознание на этом этапе не является целенаправленной деятельностью, скорее оно реализуется через формирование условных рефлексов и нейронных сетей. На этом этапе складывается карта собственного тела, происходит познание его возможностей, отладка взаимодействия и управления органами и системами. Самопознание не представлено на непосредственно психическом уровне, но его результаты закрепляются на всю оставшуюся жизнь.

В более позднем возрасте самопознание реализуется через пассивное самонаблюдение. Ребенок не ставит перед собой цель изучать себя, им руководствуют другие мотивы – витальные и игровые. Однако он отмечает наличие у себя определенных качеств, главным образом благодаря прямым указаниям взрослых, а также за счет сравнения себя и других детей. Представления о себе хотя и воплощены на психологическом уровне не имеют целостного характера, а скорее представляют набор разрозненных качеств, который может меняться в зависимости от обстоятельств.

Усложнение психической жизни, включение новых мотивов, ориентация на групповые и социальные нормы, а также появление способности к рефлексии создают возможность для целенаправленного самопознания. Подросток не просто наблюдает, он активно интересуется своим внутренним миром, причинами которые побуждают его испытывать те или иные эмоциональные состояния, мотивами своих поступков и реакций, а также поведения других людей. Он соотносит свое и чужое поведение с отвлеченными идеалами, ставит «эксперименты» помещая себя и других в мысленные или практические ситуации нравственного выбора. В дальнейшем эта деятельность только усложняется, а знания о себе приобретают вид четкой и целостной системы, в которой прослеживаются взаимосвязи между отдельными ее компонентами.

Целенаправленное самопознание располагает определенным арсеналом приемов:

  • Самонаблюдение;
  • Самоанализ – как способ обработки результатов наблюдения за собой. Личность не просто фиксирует, но ищет причины своего поведения;
  • Сравнение с эталоном – присваивание выделенным качествам и мотивам некой оценки на основании соотнесения с относительно общим эталоном этого качества на популяции. На деле представления об эталоне крайне субъективны и заданы окружением личности ее культурно-исторической средой;
  • Моделирование собственной личности – попытки интеграции выявленных свойств и их взаимосвязей, создания целостной структуры;
  • Осознание противоположностей – механизм, который является маркером зрелой личности, которая способна признать за собой право на адаптивное и гибкое поведение в различных контекстах. Любое качество может проявиться как противоположное, в соответствующей ситуации.

Самоотношение

Определение 2

Самоотношение – это процесс оценки себя, собственных качеств результатов деятельности, аффективный образ Я.

Самоотношение представляет собой более сложный и поздний компонент самосознания, в сравнении с самопознанием. Самоотношение требует критерия, мерила оценки личности, а также мотивации для сравнения себя с этим критерием. Изначально потребность в самоотношении личности отсутствует, в младенчестве и раннем детстве ребенок принимает себя таким, какой он есть, а его отношение к себе выражается через самочувствие, т.е. переживание аффективных состояний. Однако потребность в оценке закладывается именно на этом этапе, так как с самого рождения ребенка взрослые начинают приписывать ему самые различные качества, а также оценочные характеристики.

Когда личность научается устойчиво выделять себя и других из окружающего мира, у нее возникает потребность во взаимодействии с другими людьми, и как следствие в получении позитивной оценки, которая выступает гарантом удовлетворения ее потребностей. Самоотношение на этом этапе строится через усвоение оценок взрослых.

Основными механизмами ее формирования выступают:

  1. Прямые и косвенные внушения;
  2. Трансляция оценок и стандартов;
  3. Система контроля;
  4. Семейная идентичность.

С появлением рефлексии самоотношение приобретает форму самооценки. Личность соотносит структуру собственного Я, сформированную самопознанием с системой внешних и внутренних критериев, на основании чего возникают конфликты несоответствия себя ожиданиям других или своим собственным. Самооценка может быть позитивной или негативной, однако так или иначе она выполняет регуляторные и мотивирующие функции.

Принципы самосознания

Самосознание это многокомпонентный феномен, возникающий в ходе социализации личности и свойственный исключительно человеку. Для реализации своих адаптивных и прогностических функций самосознание реализует ряд принципов, которы направлены на обеспечение непрерывности его функционирования. Прежде всего это принцип тождественности, который выражается в преемственности психический явлений и обеспечивает индентификацию личности.

Принцип субъектности лежит в основе формирования активной деятельностной позиции, признания себя центром потребностей и желаний,а также принятия ответственности за совершение действий. Принцип соотнесения реализуется через систему оценочных критериев, которые вырабатываются в рамках самоотношения и самооценки и направляют деятельности личности, а также ее развитие. Развитие системы критериев является залогом сохранения адаптивности личности к социуму и сохранения баланса между собственными потребностями и требованиями окружения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :