Фрейдизм в качестве психологического направления, сформировался в начале ХХ века, несмотря на то, что психоанализ существовал и до этого.
В книге Зигмунда Фрейда «Я и Оно» дается подробный анализ каждого из элементов характеризуемой структуры. Всего Фрейд выделил 3 структурных элемента личности:
Ид – это начальная составляющая психики человека. Она подчиняется самым низшим стремлениям человека, а также его первичным потребностям.
Психология новорожденного младенца включает именно начало Ид. То есть, пока ребенок не знаком с моральными устоями, нравственностью, нормами поведения, он может руководствоваться только врожденными животными инстинктами. По Фрейду, структура личности предполагает скопление сексуальной энергии в элементе Ид. И детям, которые только появились на свет, она тоже характерна. В младенческом возрасте она проявляется в акте сосания груди и еще некоторых аспектах жизни. Необходимо отметить, что на раннем этапе жизни влечение – бесполое, то есть человек не осознает собственной половой принадлежности, а также половой принадлежности окружающих.
При характеристике бессознательного, в качестве закономерной неизбежной фазы процессов, проявляющих нашу психическую деятельность, Фрейдом были выделены следующие важнейшие особенности:
Первичные процессы – это нелогичная и иррациональная, даже фантазийная форма представлений человека, которая характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различению реального и нереального, или себя и не себя.
Сложности поведения, соответствующего первичным процессам, заключаются в том, что индивидуум не может различать актуальные объекты, которые могут удовлетворять потребность, а также его образ. Например, вода и мираж воды для человека, который находится в пустыне.
Поэтому, по утверждению Фрейда, младенец не может научиться откладывать удовлетворение возникших у него первичных потребностей. Способность отсрочивать их удовлетворение впервые формируется, когда маленький ребенок начинает осознавать, что кроме его собственных нужд и желаний, существует внешний мир. Появление этого знания ознаменовывает появление второй структуры личности – Эго.
Эго, или Я – это промежуточное состояние между Ид и Супер-Эго.
Структура личности по Фрейду не определяет точно возраст, когда этот элемент начинает свое становление. Например, дети начинают ходить и говорить по-разному, также и Эго проявляется у каждого ребенка индивидуально. Иными словами, этот процесс наблюдается, когда ребенок взрослеет и входит в сознательный возраст. Родители ему говорят, что для того, чтобы справить естественную нужду, следует сесть на горшок. Или, что нельзя показывать пальцем на людей. Часто ребенок не может понять почему ему необходимо соблюдать какие-либо правила – это период протекания сильнейшей борьбы между Эго и Ид.
Супер-Эго и Сверх-Я. Одновременное со всеми вышеперечисленными особенностями, ребенок стремится к осознанию собственной половой принадлежности. С одной стороны, он начинает этого стесняться, а с другой стороны – видит повод для гордости. В этот период начинает формироваться его сексуальность, но ее проявление практически всегда резко не одобряется и пресекается родителями этого ребенка. Дополнительно к этому, ребенок начинает идентифицировать себя с одним из родителей. У него появляется подсознательное неосознанное желание инцеста, а также невозможность его осуществления заставляют ребенка перенимать качества личности родителя и модель его поведения. Мальчики проявляют стремление подражать отцу, а девочки – матери. Таким образом происходит становление Супер-Эго.
Непрерывное противоборство обозначенных трех личностных сфер существенно смягчается, по Фрейду, специфическими механизмами защиты, которые сформировались в результате эволюции человека.
Важнейшими неосознаваемыми механизмами защиты, которыми обеспечивается известная целостность и стабильность личности в рамках конфликтной ситуации, при противоречивых импульсах и установках, Фрейд назвал сублимацию, вытеснение, регрессию, проекцию, рационализацию, реактивное образование и фиксацию поведения:
Фрейдом было высказано предположение, что при установлении первых норм-запретов в древнем обществе, был обусловлен переход его к другому уровню организации – от орды, во главе которой стоял жестокий и ревнивый самец, к братской общине, для которой характерна коллективная ответственность.