А.Г. Ковалев рассматривает личность как взаимосвязанную систему психических свойств, процессов и состояний.
Под психическими процессами Ковалев понимает активные, динамичные проявления психического, обуславливающие его связь с внешним миром. Процессы рассматриваются как фундаментальные основы психической жизни из которых в последствии выделяются состояния и свойства.
Психические состояния представляют собой более устойчивые образования, отражающие функциональный уровень психической деятельности. На ранних этапах онтогенеза, состояния определяют целостную характеристику личности ребенка в данный момент (веселый, капризный, плачущий, любопытный). Отдельные состояния могут закрепляться на длительные промежутки времени и становиться фундаментом для формирования направленности личности.
Психические свойства представляют собой устойчивые характеристики психики, которые задают определенный уровень активности личности. Свойства формируются на основании психических процессов, развертывающихся на фоне состояний. Взаимодействуя между собой психические свойства образуют структуру личности, задают внутренние условия ее существования, обуславливают ее социальную ценность.
На основании интеграции психический свойств А.Г. Ковалев выделяет следующие подструктуры личности:
Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности.
Темперамент представляет собой интегративное свойство нервной системы, которое на физиологическом уровне проявляется в сочетании свойств процессов возбуждения и торможения нейронных импульсов, а именно в их силе, уравновешенности и подвижности.
На основании этих свойств Павловым были выделены четыре типа темперамента:
Темперамент является наследуемым и устойчивым свойством нервной системы, которое определяется генетическими особенностями индивида. Темперамент выступает биологическим базисом, который не меняется в течении жизни человека. Однако личность имеет широкие возможности по компенсации темпераментальных особенностей, за счет развития черт характера, выработки индивидуальных стилей деятельности, формирования копинг-стратегий и так далее.
В чистом виде проявление темперамента можно наблюдать у дошкольников и младших школьников, уже к подростковому возрасту, наиболее яркие его особенности сглаживаются за счет сознательных усилий личности по самоконтролю и саморазвитию. Определение типа темперамента у взрослых, без применения медицинских методик исследования мозга, представляет собой затруднительную задачу.
Направленность– это система устойчивых мотивов, выступающая в качестве системообразующей структуры личности.
Направленность обладает следующими свойствами:
Направленность проявляется через иерархию мотивов личности, ее систему склонностей, интересов, предпочтений, формирование нравственной позиции. Направленность представляет собой не просто структуру из взаимоподчиняемых целей деятельности человека, она обязательно включает в себя компонент социальной оценки данных целей, их общественной значимости.
Ярким проявлением направленности личности являются ее сверхценности – убеждения личности относительно взаимоотношений мира, общества и самой себя, которые носят фундаментальный характер и воспринимаются как имеющие надличностный характер. Особая значимость сверхценностей выражается в том, что личность готова пожертвовать собственной безопасностью и даже жизнь ради их отстаивания, а фрустрация сверхценностей приводит к возникновению психологических расстройств, прежде всего депрессивного характера.
Особую опасность представляют ситуации, когда сверхценность приписывается временным интересам и течениям в обществе. Неизбежность динамики общественных интересов ставит личность в критическое положение – она вынуждена либо отстаивать свои прежние ценности в ущерб контакту с социальным окружением, либо приспосабливаться под новые веяния, жертвуя личными интересами и проявляя конформность.