Альфред Адлер является одним из учеников и продолжателей идей З. Фрейда. Восприняв многие положения психоанализа, например, о ведущей роли детского возраста в формировании психики, Адлер создал свою, весьма отличную теорию личности. Отвергая идею о детерминировании активности человека силами бессознательного в виде инстинктов или архетипов и комплексов, Адлер противопоставляет ей мысль о влиянии социального окружения, как на формирование личности, так и на мотивацию ее поведения.
Адлер одним из первых обратил внимание на тесные связи человека и социума, с его точки зрения личность социальна от рождения и вне социума не может сформироваться, быть полноценной. Вместе с тем, человек не является безвольной игрушкой в руках окружения, другим не менее важным фактором развития личности называется стремление к сохранению ее цельности, осознанию собственной индивидуальности.
В понимании Адлера личность представляет собой цельное, не делимое на составные части психическое образование.
Любую поведенческую или психическую активность личности невозможно рассматривать никак иначе, кроме как в тесной связи с пониманием личности в целом, соотнося со всеми ее качествами и свойствами. Эго в концепции Адлера рассматривается не как механизм для удовлетворения бессознательных желаний, а как самостоятельное и творческое начало, способное ставить перед собой цели и использовать их как источники мотивации.
Постулируя цельность и неделимость личности, Адлер выделяет ряд основополагающих принципов и концепций, с помощью которых объясняет механизмы развития личности, ее основные движущие силы и условия формирования путей ее адаптации к реальности.
Общественный интерес, чувство неполноценности и стремление к превосходству представляют собой три врожденных бессознательных чувства, обуславливающих динамику структуры Я. Общественный интерес или чувство общности выражается через стремление человека к взаимодействию с другими людьми, его ориентация на социум, просоциальное поведение, интересы и потребности общества. Общественный интерес, как и другие бессознательные чувства, хотя и носит врожденный характер, не появляется у ребенка в конечном виде с рождения и требует прикладывания значительных усилий для его развития, прежде всего от ближайшего окружения ребенка – его родителей.
Уровень развитости чувства общности во многом определяют направленность и формы реализации других чувств и жизненного стиля. При развитом общественном интересе личность стремится реализовать свои потребности социально-приемлемым образом, достичь не только своих эгоистичных целей, но и создать общественно-полезный продукт, материальный или духовный. В тоже время при неразвитости чувства общности поведение личности можно охарактеризовать как асоциальное, она эгоцентрична, склонна к неврозам и создает себе препятствия в развитии.
Чувство неполноценности формируется главным образом из трех основных источников – это физическая неполноценность, избалованность или эмоциональное отвержение родителей. В случае избалованности у ребенка формируется комплекс беспомощности, так как он привык к тому, что все делают за него и не может сделать что-либо самостоятельно, т.е. не уверен в своих возможностях. При эмоциональном отвержении ребенок не уверен в собственной ценности, в том, что он кому-либо может быть нужен и интересен.
Чувство неполноценности , а точнее стремление компенсировать собственные недостатки выступает одним из факторов мотивации личности, может задавать направление ее развития, например, усиленное внимание формированию умственных способностей, при физической слабости. Сопутствующим мотивом выступает стремление к превосходству, которое усиливает деятельность личности по компенсации неполноценности, ставит перед ней цели высоких достижений, опровергания собственных слабостей.
Стиль жизни представляет собой то уникальное сочетание привычек, способностей, направленности личности, ее знаний, навыков и способов взаимодействия с окружающим миром, который образует индивидуальность. Стиль жизни складывается главным образом до пяти лет, в дальнейшем по мнению Адлера, он лишь совершенствуется, обрастает новыми приемами, но сохраняет свою направленность.
Фиктивный финализм представляет собой концепцию, согласно которой поведение личности детерминируется целями и идеалами, которые она намечает для себя в будущем. При этом данные цели могут быть объективно недостижимыми, в таком случае их называют фиктивными. Развиваясь личность может освободиться от фиктивных надежд и построить реалистичный образ собственного будущего, в то время как невротическая личность продолжит истязать себя невыполнимыми требованиями.
Творческое Я – это принцип, согласно которому каждая личность предстает активным субъектом, творцом своего жизненного стиля и несет полную ответственность за результаты развития и собственной деятельности.
Порядок рождения выступает одной из мощных социальных детерминант развития врожденных чувств и формирования жизненного стиля личности. Даже в рамках одной семьи дети находятся в различных социальных условиях, в зависимости от опыта старшего-младшего ребенка и особенностей родительского поведения.
Всего Адлер выделяет 4 позиции порядка рождения:
Позиция первенца характеризуется наличием двух четких этапов становления ребенка. До тех пор, пока он остается единственным ребенком в семье, он пользуется невероятной любовью и вниманием родителей. Однако после рождения младшего ребенка, фокус внимания последних перетекает к нему, и первенец чувствует себя «сброшенным с трона». После этого начинается этап борьбы за возвращение старого положения, в которой у ребенка нет шансов на победу, так как прежний уровень взаимодействия с родителями недостижим в принципе. Как результат первенец приобретает опыт самостоятельной жизни, решения проблем, независимости.
Позиция единственного ребенка представляет собой пролонгированный на всю жизнь первый этап позиции первенца. Единственный ребенок не имеет опыта конкуренции с братьями и сестрами, ему сложнее обрести независимость и научиться взаимодействовать с другими людьми.
Второй ребенок находится в позиции догоняющего. С самого рождения он ориентируется на старшего брата/сестру и стремится догнать его, доказать свое превосходство. В результате темы развития второго ребенка, как правило, значительно выше чем у первенца.
Последний ребенок с одной стороны, как правило, опекаем всеми членами семьи, включая старших братьев и сестер, с другой гораздо сильнее, чем кто-либо ощущает свою неполноценность, так как все могут навязывать ему свои условия.