Структура самости


Структура самости

Понятие самости

Определение 1

Самость – это естественная и настоящая сущность каждой конкретной личности. Она нуждается во внешних объектах, через которые будет идти процесс развития и формироваться целостность.

В соответствии с Юнгом, сознательное и бессознательное не обязательно должны быть противопоставлены друг другу, скорее они являются дополняющими друг друга до целостности, которая и представляет собой самость. Самость принято изображать в снах и образах безразлично либо персонифицированно.

Самость является внутренним руководящим фактором, который может казаться легко отличимым от сознания и эго, если не считается чуждым для них. Самость – это не только центр, но сюда относится и периферия, включающая сознательное и бессознательное, являющееся центром всего, также как эго является центром сознания.

В первую очередь самость может проявляться в сновидениях в качестве небольшого и незначительного для индивида образа. У большинства людей самость неразвита, и они не знают о ней. Развитием самости не предполагается исчезновение эго. Эго по-прежнему остается центром сознания, важнейшей психической структурой. Оно обретает связь с самостью в результате долгой и тяжелой работы по пониманию и принятию бессознательных процессов.

Уилбер различал самость «непосредственную», которую определял как внутренний субъект или свидетеля, а также самость периферическую, определяемую в качестве наблюдаемой объективной характеристики, такой как возраст, характер и т.д., которые человек относит к своим личным характеристикам.

Замечание 1

Другими словами, непосредственная самость – это наблюдающее я личности, а периферическая самость – это я наблюдаемое. Также Уилбер ввел понятие совокупной самости, объединяющее понятия непосредственной самости и периферической самости, а также другие источники самоотождествления, которые Уилбером были уточнены.

Неопределенность содержания совокупной самости усиливается еще и тем, что Уилбер затронул тему того, что совокупная самость содержит внутри себя несколько различных потоков, а также всех разновидностей субличностей. Неопределенность, касающаяся содержания понятия совокупной самости также связана с тем, что осталось непонятным, включая ту области психики, которая остается недоступной для сознания, то есть бессознательное.

Структура самости

Наиболее известными концепциями самости являются концепция Х. Маркуса, самоидентификация Членкера, саморуководство Хиггинса, самоописание Макадамся.

При этом можно выделить два направления в рассмотрении самости:

  • дискретное;
  • целостный гештальт.

В рассуждениях Маркуса самость представляется в качестве совокупности воображаемых опасений самостей, которые вызывают опасения, представленные саморефлексией и выступающих регуляторами поведения.

Концепция самоидентификации Членкера сфокусирована на проблемах социальной идентичности, определяя ее в качестве теории самости, формируемой и сохраняемой через актуальное и воображаемое согласие относительного того, какой должна быть самость. Если рассматривать самость в качестве дискретной, то будет утверждено наличие в ее структуре массы самоидентификаций, которые друг другу противоречат, но при этом оптимально приспособлены к различным ситуативным контекстам.

В социальной психологии накоплена масса мини теорий, которые базируются на объяснении определенных эмпирических фактур. К такого рода минитеориям Кантор и Зиркель отнесли концепции, обусловленных паттернов Торна, Карлсона с его ядерными сценами, Болдуин и Холмс и их частные аудитории, а также Эммонс и его личностные стремления и многие другие концепции.

При характеристике различных теоретических подходов к самости и различным ее аспектам, нельзя обойти вниманием одну из наиболее разработанных теоретических конструкций самости, которая была предложена С. Эпстейном. В соответствии с этой концепцией, люди должны развивать имплицитную теорию самости, теорию мира и предположения относительно их взаимосвязи.

Личностная теория реальности – это некоторый ряд схем и выстроенных из них сетей, большинство из которых представляют из себя постулаты, фундаментальными из которых являются следующие:

  • доброжелательность и недоброжелательность мира;
  • степень означенности, в том числе представление о контролируемости, предсказуемости и пр.;
  • степень благожелательности отношений со стороны окружающих людей;
  • степень, в которой самость рассматривается в качестве достойной.

Уилбер утверждал, что только непосредственная самость проходит достаточно последовательное и постадийное развитие. Именно развитие непосредственной самости выступает в качестве ключевого аспекта развития, или по выражению Уилбера, располагается в самом центре развития сознания индивида. При этом Уибер основывался, для эмпирического подтверждения собственных слов, на работы Джейн Левинджер, посвященные эго-развитию. При этом эго является скорее соответствующим периферической самости, нежели непосредственной самости личности, которая в соответствии с определением данным Уилбером, представлена как наблюдающий свидетель.

Основываясь на таком определении, может показаться, что непосредственная самость не содержит никакой положительной наполненности, либо эта наполненность лежит в области бессознательного. Вместе с тем периферическая самость – это то, что непосредственной самостью наблюдается и может быть отнесено не к внешнему миру, а к самому себе, таким образом становясь частью непосредственной совокупной самости тоже.

Таким образом, может показаться, что наиболее верно вести разговор относительно развития именно периферической самости, так как в ходе ее развития именно ее содержание увеличивается и обогащается. Либо же следует говорить о становлении совокупной самости, так как периферическая самость – это ее непосредственная составная часть.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :