На современном этапе развития современного общества все большую роль в воспитании детей играют тенденции ускоренного, всестороннего, личностно центрированного развития ребенка. Современные родители обладают не только возможностью направлять ребенка в различные центры дошкольного и дополнительного образования, но и имеют открытый доступ ко многим педагогическим технологиям и рекомендациям, в том числе популярного характера, которые агитируют уделять как можно больше внимания развитию способностей ребенка, формированию его одаренности и социальной успешности.
В целом тенденция уделять все больше внимания воспитательному и образовательному процессу закономерна, так как среднее число детей в семье стало меньше, а возраст их появления сдвинулся в сторону более зрелого периода жизни, что способствует высвобождению большего числа родительских ресурсов. Ориентация родителей на проблемы воспитания, образования и самореализации ребенка несет безусловно положительный характер.
Однако достаточно часто родители формально воспринимают данный посыл акцентируя свое внимание на достижениях, количественных показателях ребенка, игнорируя в той или иной степени его личностный рост, потребности самоидентификации и принятия.
Наиболее ярко данное противоречие проявляется на примере одаренных детей, развитие способностей которых в дошкольном возрасте выразилось в получении значительных, выделяющих их из толпы сверстников, достижений – признания в виде литературных премий, призовых мест на профессиональных музыкальных конкурсах, получения званий мастеров спорта по шахматам и т. д.
Нацеленность на результат, на социальное признание, которое в большей степени необходимо родителю, чем самому ребенку, в ущерб вниманию его собственным потребностям и желаниям, приводит к негативным последствиям в более старшем возрасте.
Как правило юные гении, благодаря своему опережающему интеллектуально-эстетическому развитию, быстро теряют интерес к учебе и школьным занятиям, испытывают трудности в социализации и установлении контактов со сверстниками, развиваются в условиях неадекватных притязаний, требований и оценок со стороны окружающих. Темпы их личностного и специального развития замедляются и на момент окончания школы их способности мало отличаются от способностей сверстников, в то время как мотивация обучения, сфера межличностных контактов оказывается сформирована слабее, из-за нарушения социализации.
Таким образом, акцентирование и перекос в пользу формирования одаренностей и высоких достижений в целом приводит к искажению естественного хода созревания и развития личности ребенка, создает дополнительные трудности на пути его самореализации.
Последняя находит свое отражение в творческой и исследовательской активности, открытости опыту и мотивации познания нового, в том числе самого себя, через включение в разнообразную деятельность, потенциально бесконечное число проб в разных сферах человеческой деятельности. А достижения ребенка в большей степени являются средством удовлетворения потребности социального признания самих родителей.
Говорить о самореализации в дошкольном возрасте можно начиная с момента формирования самосознания ребенка, т.е. приблизительно с трех лет. Кризис трех лет сопровождается становлением образа Я ребенка, который находит свое выражение в стремлении самостоятельно разрешать актуальные проблемы – выбирать занятия, друзей, одежду, места прогулок и т.д. Включение ребенка в систему социальных взаимоотношений в этом возрасте особенно важно, так как только через общение с другими людьми он может познавать самого себя, формировать образ своего Я еще не обладая способностью к рефлексии.
Опираясь на простейшие представления о себе, ребенок стремится выявить собственные предпочтения и интересы, через включение в самую разнообразную деятельность. Важным условием является поддержка и поощрение начинаний ребенка, помощь и творческий подход в осуществлении деятельности.
Ведущим видом деятельности является игра, которая представляет собой символическое отражение трудовой деятельности взрослых и позволяет ребенку опробовать множество социальных ролей, побыть врачом, космонавтом, учителем и т. д. Именно игра выступает основным инструментом личностного развития дошкольника и ей должно уделяться достаточно времени со стороны родителей, а дополнительные занятия не должны наносить ущерб возможности ребенка играть.
Среди рекомендаций по организации самореализации дошкольников можно выделить следующие:
Школа охватывает большой возрастной период жизни ребенка, за время которого происходит процесс его становления и самоопределения, а по итогам вхождение во взрослую жизнь. За время обучения в школе ребенок проходит три возрастных этапа имеющих свою специфику:
Разные возрастные периоды требуют разного подхода к решению задачи самореализации школьника.
В младшем школьном возрасте приоритет создания благоприятных условий находится рамках школы, за счет реализации принципов гуманистической педагогики, личностного отношения преподавателя и учеников.
В подростковый период школа теряет свое первостепенное значение и потребности самореализации разрешаются через внешкольную деятельность. В качестве альтернативы стихийным институтам, таких как дворовые компании и субкультуры, могут выступать различные подростковые объединения предоставляющие широкие возможности для свободного общения и самовыражения подростков, такие как молодежные движения, спортивные и туристические секции, кружки по интересам и т. д.
В юношеском возрасте школьник нуждается в помощи в процессе профессионального самоопределения. Успешность самоопределения зависит от способности личности познать себя, свои потребности, интересы и способности, соотнести их с требованиями конкретной деятельности, возможности практически попробовать различные профессиональные ниши.