Психические процессы в разном возрасте


Психические процессы в разном возрасте

Представление о развитии психических процессов

Определение 1

Психические процессы представляют собой основную форму осуществления психики. Они краткосрочны и динамичны, обеспечивают адаптацию человека к окружающей среде, ее отражение и преобразование. Психические процессы охватывают все сферы психической активности, интегрируя психику в единое целое и выполняя регуляторную функцию. Развитие психики можно рассматривать как развитие психических процессов.

Следует отметить, что психические процессы формируются в процессе жизнедеятельности индивида, благодаря опыту социальных взаимоотношений. На разных возрастных этапах состав и качественные характеристики психических процессов различны, они возникают, как новообразования в периоды кризисов, могут дифференцироваться и интегрироваться, новые процессы вытесняют более старые, в связи с чем, каждый возрастной этап имеет собственную специфику.

Наиболее полно эволюция психических процессов отражена в возрастной периодизации Л.С. Выготского, однако в качестве наиболее критических и переломных можно отметить три возрастных кризиса:

  • кризис трех лет или самосознания,
  • подростковый кризис,
  • кризис самоопределения в юношеском возрасте.

Кризис самосознания

С момента рождения ребенок непрерывно взаимодействует с окружающей средой и социальным окружением, благодаря чему идет активное развитие его психики. Ощущение и восприятие развиваются с первых дней жизни ребенка, мышления с момента возникновения его собственной активности, как попытки схватить предлагаемую игрушку, первые проявления памяти связаны с узнаванием родительских лиц, а эмоций с комплексом оживления и улыбкой.

Вместе с ними развивается и речь, как пассивная в виде накопления словарного запаса и понимания обращенной речи, так и активная в качестве речи внешней, служащей для коммуникации со взрослыми. Однако речь и другие психические процессы, прежде всего мышление развиваются независимо друг от друга.

Кризис самосознания связан с выделением ребенком себя из окружающего мира. Он начинает узнавать себя на фотографиях и в зеркале, активно использовать местоимение «Я», проявлять упрямство и непослушание. Выделяя себя из окружающего мира ребенок начинает отделять собственные желания и потребности, от желаний других людей, хотя они по-прежнему играют для него большую роль. Выражая собственные желания ребенок закладывает мотивационную сферу, а проявляя упорство в их достижения основы воли.

Одновременно речь начинает переходить из внешней во внутреннюю, интериоризироваться и преобразовывать психические процессы. В первую очередь это касается мышления. Из образного оно становится словесно-логическим, понятийным, слово выступает в качестве психического инструмента для познания и опосредования мира. Отсюда возникают бесконечные детские вопросы «Что? Как? Почему?».

Речь раздвигает границы мышления позволяя заглядывать за рамки непосредственно-чувственного опыта, начинает активно развиваться воображение, берущее на себя эстафету образного отражения мира. Через мышление речь начинает преобразовывать и другие психические процессы, память, мотивацию, эмоциональную сферу, делая их более осознаваемыми и контролируемыми.

Подростковый кризис

Младший школьный возраст предваряющий пубертатный период связан с активным развитием волевых, познавательных и эмоциональных процессов. Познавательные процессы начинают свое становление в качестве познавательной деятельности, как осознаваемой, регулируемой и структурируемой активности личности, осуществляемой на высоком уровне.

Становление познавательной деятельности невозможно без возникновения специфических познавательных мотивов, которые складываются преимущественно в младшей школе. До этого познание носит стихийный, нерегулируемый характер, основанный на интересе, а позднее, если познавательные мотивы не сформированы приобретает характер формальной, вынужденной деятельности.

Замечание 1

Развитие эмоций связано с новой для младшего школьника ситуацией публичной оценки. Переживания похвалы и порицания учителя и класса, как социальной группы, являются новыми стимулами, расширяющими границы эмоциональных проявлений ребенка.

В подростковом возрасте психическая жизнь личности делает резкий поворот от изучения внешнего мира к исследованию мира внутреннего. Новообразования школьного возраста, в купе с бурным половым созреванием и физиологическими изменениями, создают возможность для становления рефлексии, как попытки осмыслить себя, свои переживания, свои особенности, причины своих побед и поражений, найти место в мире.

Взрослые и формальные институты не могут дать подростку ответ на эти вопросы, он ищет его через сравнение себя с другими подростками, в связи с чем ведущим видом деятельности становится эмоциональное общение. Сравнивая себя с другими подросток выводит самосознание на новый уровень делая его более независимым от внешних оценок и убеждений, формируя самооценку и собственные представления о себе.

Интенсивное становление переживают:

  • самооценка,
  • самосознание,
  • эмоциональная сфера,
  • воля,
  • мотивация.

Кризис самоопределения

Подростковый кризис характеризуется невероятным напряжением всех психических процессов, в особенности регуляционных и интегративных, однако к юношескому периоду самооценка и эмоциональная сфера личности становятся более стабильными, складывается устойчивый образ Я и личность переходит к решению новых вопросов – поиску собственного места в мире.

Самоопределение на данном этапе предполагает в первую очередь выбор будущей профессиональной области, места деятельности или обучения. Это один из первых полномасштабных экзистенциальных кризисов личности, когда она оказывается перед выбором жизненных альтернатив.

В самоопределении нет верных вариантов, последствия выбора каждой альтернативы отдалены и непредсказуемы, сам выбор предполагает изменение всей жизненной стратегии и ее закрепление на несколько ближайших лет. Высокая степень неизвестности становится для личности тяжелым испытанием, стимулом для развития волевых качеств, углубления самосознания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :