Высшие психические процессы


Высшие психические процессы

Понятие высших психических функций

Представление о высших психических процессах было сформировано Л.С. Выготским в рамках его культурно-исторической теории. Для их обозначения Выготский ввел термин высшие психические функции или ВПФ.

Определение 1

Высшие психические функции - это социально-обусловленные, сформированные в ходе развития и социализации личности психические процессы, опосредованные при помощи языка (знака), и произвольные по своему характеру.

Необходимость введения понятия высших психических функций обусловлена тем специфическим влиянием, которое оказывает на развитие психики человека социальная и культурная среда, усвоение исторического опыта человечества. Развитие части психических процессов – образной, моторной, механической памяти, мышления, восприятия, эмоций и т.д. происходит естественным путем, безотносительно нахождения индивида в культурной среде, однако становление высших психических процессов, таких как речь, самосознание, абстрактно-логическое мышление, воля, мотивация и т.д. без нее невозможно.

Развитие психики в данном отношении уподобляется развитию человеческой культуры, т.е. происходит благодаря складыванию и закреплению все новых средств и способов взаимодействия с окружающим миром. С точки зрения психики человека важнейшим средством выступает язык, слово, речь. Относительно индивида речь изначально существует вне его, как самостоятельное и независимое явление, инструмент социального окружения, который только постепенно становится орудием и способом организации психики самого индивида.

Роль речи и слова в формировании высших психических процессов

Слово, как знак и как символ, не только служит для обозначения объектов и явлений, т.е. их конкретизации и выделения из окружающей среды, что само по себе крайне важно, так как лишь называя мы в действительности убеждаемся, что данный объект существует, пока же он не назван, он не может становится целью наших психических процессов, но также содержит значительную смысловую нагрузку.

Семантика слова, понятия состоит из сочетания, его общепризнанного, отвлеченного значения и смысла, сопряженного с опытом конкретной личности, группы лиц, историей этноса, народа, нации, что приводит к усвоению не только содержания, но и оценки, эмоционального отношения и ценностного значения того или иного объекта.

Благодаря данному своему качеству слово представляет гибкий и мощный инструмент для опосредования, преобразования реальности, оно позволяет не только описывать и изучать ее, но также соотносить входящую информацию и стимулы с личным опытом и системой ценностей человека, трансформировать его и делать «своим».

Интеграция речи в другие психические процессы приводит к их преобразованию, становлению на качественно-новом, социально обусловленном уровне, что выражается через ряд специфических свойств ВПФ отличающих их от натуральных функций:

  • Произвольность
  • Осознанность
  • Опосредованность
  • Социальность
  • Системность

Формирование высших психических процессов

Складывание высших психических процессов начинается с первых месяцев жизни ребенка, одновременно с развитием низших, в первую очередь в качестве подготовки к будущим новообразованиям. Неизбежность формирования ВПФ задается нахождением ребенка в социальной среде с самых первых мгновений его жизни, так как младенец уже представляет собой личность с точки зрения его первичного социального окружения – родителей и опекунов, которые относятся к нему соответствующе.

Наблюдая за особенностями социального взаимодействия окружающих, становясь участником этого взаимодействия, хотя на первых порах и пассивным (когда родители обращаются к ребенку по имени или поют колыбельную и т.п.) ребенок в первую очередь непроизвольно запоминает данные образцы социального опыта. Взрослые же активно побуждают ребенка к взаимодействию с окружающим миром, начиная с поощрения внимания к игрушкам, заканчивая использования специальных педагогических систем раннего развития и т.д.

До трех лет развитие высших психических процессов происходит в латентном режиме, наиболее явно происходит формирование речи, которая на первых порах являет собой не внутреннюю психическую функцию ребенка, а лишь элемент его поведенческой активности направленный на взаимодействие с другими людьми. Однако складывается пассивный словарный запас, усваиваются сенсорные нормы и эталоны, образцы социального поведения и взаимодействия с окружающими предметами, основы потребностей и интересов ребенка из представленных ему возможностей культурно-обусловленной активности.

Возраст трех лет традиционно рассматривается как кризис самосознания, появления Я ребенка, хотя в настоящее время данный процесс может разворачиваться значительно раньше, уже начиная с двухлетнего возраста. Осознание себя, отделение от окружающего мира, связано с одной стороны с определенной степенью владения речью, с другой с пониманием себя как центра активности, желаний и воли, как настойчивости в осуществлении стремлений. Благодаря этим новообразованиям происходит постепенный процесс преобразования психических функций из натуральных в высшие.

Главным механизмом формирования ВПФ является интериоризация – т.е. вращивание, переход структур и элементов деятельности, социального и культурного опыта из окружающего, внешнего мира в собственную психическую реальность личности, становление психических процессов. Интериоризация это не пассивный процесс присвоения социального опыта, а творческий и активный процесс его врастания в уже сложившуюся структуру психики.

Логика развития ВПФ отражена в основных законах:

  • Закон перехода от натуральных к культурным функциям
  • Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения
  • Закон вращивания, т.е. перехода функций от внешнего использования к внутреннему, психическому.
  • Закон осознания и овладения, который выражается в том, что сознательность и произвольность характерны только для ВПФ, а не для промежуточных стадий их формирования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :