Каждая наука имеет свое развитие, она может динамично располагать творческие идеи, которые будут выдвинуты учеными, и прогрессировать в объективных и точных методах, которые позволяют проверять данные идеи. Формы, как и методы, являются способом познания и исследования природных явлений и социальной жизни, где приемы могут проникать за границы явлений, которые доступны непосредственному наблюдению, т.е. пронизывать те внутренние законы, в которых сущность относится к изучению данных явлений.
Психология включает в себя целую систему методов, методик и форм, где основными являются:
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент.
Методы психологических исследований
Методы психологических исследований разделяются на следующие группы, рассмотрим их особенности.
Не экспериментальные.
- наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие, которое регистрирует объект (имеет две формы, самонаблюдение – познание самого себя с внутренней стороны и внешней, и объективное наблюдение – это изучение внутреннего психического содержания, чтобы раскрыть наблюдение), наблюдение может быть несистематическим и систематическим, сплошное и выборочное;
- анкетирование – это метод исследования, которое основывается на использовании наблюдения за ответами людей (есть три типа анкет, такие как, составление анкет на основе прямых вопросов, которые направлены на выявление осознанных качеств испытуемого;
- селективный, т.е. предлагается несколько вопросов с вариантами ответов;
- шкалы, т.е. нужно выбрать тот ответ, но при этом проанализировать его полностью);
- беседа – это специфичный метод, который изучает поведение человека, во время разговора между несколькими людьми каждый из них должен выявить психологические особенности друг друга;
- монографический метод – это метод изучения возрастных и индивидуальных особенностей каждого испытуемого в отдельности, при этом фиксируя манеру поведения, деятельности и взаимоотношения с окружающим миром.
- Диагностические – это тесты имеющие стандартные задания, где результат выполнения покажет и даст измерить психологические характеристики испытуемого. Когда используются определенные и конкретные тесты, то можно точно определить установку человеческого поведения. У диагностического метода есть свои недостатки, где используется искусственная ситуация, которая может привести к неконтролированию своих мотивов, что влечет за собой искажение результата эксперимента. Главным недостатком данной методики является, тщательный подбор для испытуемого экспериментального материала в совмещении с беседой, которая подразумевает прямые и косвенные вопросы, плюс к этому психологическое наблюдение за особенными изменениями во время эксперимента. Плюсом данного метода считается, широкий спектр исследовательских задач, которые можно решить благодаря различным методикам.
Экспериментальные – это активное вмешательство исследователей в деятельность испытуемого, где цель, создать условия, которые четко выявят психологический факт. Экспериментальные методы включают в себя: организация спецусловий деятельности, которые влияют на исследование психологических особенностей человека; возможность изменения конкретных условий во время проведения исследования. Экспериментальный метод включает в себя три типа эксперимента:
- полевой – за тестирование человека отвечает жизненный путь, а экспериментатор только вносит некие контрастные условия (плюсы – органическая включенность в жизненные условия и деятельность человека, минусы – сложно подобрать контрастные естественные условия);
- моделирующий – это метод действий по инструкции, где человек, которого тестируют знает, что принимает участие в данном эксперименте (к характеристикам можно отнести: запоминание различной информации, выбор или постановка перед собой целей, выполнение интеллектуальных и практический действий и так далее);
- лабораторный – это проведение исследования в лабораторных условиях, по изучение психологического поведения человека, за счет специально оснащенными приборами и приспособлениями (его еще можно назвать искусственным), данные полученные благодаря эксперименту, могут быть точны в толковании, только соотношение будет взято из того, что будет получено..
Формы психологического исследования
Определение 1
Формирующий метод – это перестройка определенных характеристик, которые используются в учебно-воспитательном процессе при выявлении влияния данной перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерные человеческие особенности.
К формирующим исследовательским методам можно отнести такие разновидности социального эксперимента, где объект будет группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и так далее.
Формирующий эксперимент часто используют для сопоставления различных влияний по обучающимся программам психического развития человека.
Формирующий эксперимент имеет несколько трактовок, и они таковы:
- Эксперимент массового характера - статистически значимый, т.е. идеал может быть школа или педагогический коллектив;
- Эксперимент длительности и пролонгированное значение;
- Эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации, которая является общетеоретической концепцией в определенной области психологии (возрастная, детская, педагогическая и другие отрасли);
- Комплексный эксперимент, он требует совместные усилия психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и других ученых. Данный эксперимент можно провести в особом учреждении, где имеются все нужные приспособления.
Замечание 1
Можно сделать вывод, что формы психологического исследования являются прямой перестройкой психологической и педагогической практики, где основными являются содержание методов, которые приводят к существенным изменениям психического развития и характерных особенностей человека. При этом формируются особенности психических процессов как, восприятие, внимание, память и мышление.