Деловые коммуникации – это процесс взаимодействия двух или более людей, которое строится вокруг общего для них дела. Поэтому самым основным правилом деловой коммуникации является общение ради дела, а не ради забавы или удовольствия, каких-либо абстрактных идей или принципов.
Признано три основных функции делового общения:
Выделяют несколько видов делового общения:
Вербальная коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией посредством речи, которая приводит к взаимному пониманию. В качестве средства общения в этом случае используется человеческая речь.
Она состоит из двух взаимосвязанных процессов:
Вербальная коммуникация, то есть процесс речевого общения является процессом установления и поддержания целенаправленного прямого либо косвенного контакта между людьми посредством языка общения. Язык в свою очередь определяется в качестве совокупности слов и систем их использования, которые для людей являются общими, для тех, кто принадлежит к одному языковому сообществу и реализуемых посредством речевых систем.
Процесс достижения общих и даже частных целей основывается на нескольких принципах, наиболее известным из которых можно назвать так называемый принцип кооперации. Основой данного принципа является предположение о том, что при прочих равных условиях вклад каждого участника вербальной коммуникации должен быть соответствующим общей принятой цели и направления общения. На основании этого принято выделять более конкретные принципы, которые называют постулатами количества, качества, отношения и способа.
Постулат количества напрямую связан с объемом передаваемой информации, то есть высказыванию должен быть свойственен необходимый уровень информативности, а также оно должно содержать не меньше и не больше информации, чем необходимо для того, чтобы выполнить текущие цели диалога.
Категория качества позволяет определить содержание передаваемой информации, закрепляя тем самым необходимость использования по возможности истинных высказываний, при этом исключив заведомо ложные и те, для утверждения которых отсутствуют достаточные основания.
Постулат отношений связывают с вопросами релевантности содержания речевых коммуникаций, а также необходимостью строгого соответствия заявленной теме разговора.
Наконец, постулат способа, который относится к форме выражения, называемый «выражайся яснее». Требованием к изложению в рамках данного постулата можно назвать необходимость избегания неоднозначности, а также излишней сложности и громоздкости формулировок, которые усложняют процесс восприятия информации ее адресатом.
В процессе вербальных деловых коммуникаций может возникнуть ряд коммуникативных барьеров:
Вербальные деловые коммуникации являются разнообразными не только по своим средствам, но и по этим формам. Форма деловых коммуникаций является важнейшим структурным элементом всего процесса делового общения. Она характеризует способы реализации коммуникативных процессов деловых коммуникаций. Одно и то же информационное содержание деловых коммуникаций может реализоваться на основании разнообразных способов коммуникации и совместных типов деятельности деловых партнеров, то есть, сюда относят деловую беседу, совещание, переговоры, пресс-конференцию, публичное выступление, презентацию и дискуссию.
Вербальная деловая коммуникация предполагает наличие у говорящего богатого словарного запаса. Также количеством и качеством слов может быть усилена экспрессивность речи.