Личностный рост подростков


Личностный рост подростков

Кризисы подросткового возраста

Пубертатный период рассматривается как наиболее кризисный и переломный в различных периодизациях человеческой жизни и при рассмотрении этапов психического развития. Его критичность связана с насыщенностью данного периода жизни различного рода событиями, новообразованиями, активным осмыслением себя и переходным состоянием личности между социальными ролями ребенка и взрослого.

Замечание 1

Кризисы в подростковый период могут иметь различный характер, быть латентными и растянутым во времени, либо, наоборот, интенсивным и краткосрочным. Кризис может рассматриваться как часть естественного процесса психологического развития, либо как основание для развития психических отклонений и пограничных состояний, таких как зависимости, акцентуации, неврозы, психогении.

В целом кризисная ситуация протекает в три этапа:

  1. Предкритичная фаза
  2. Собственно кризис
  3. Посткритичная фаза

Предкритичная фаза характеризуется обнаружением противоречия, психологическим сломом, когда старые формы поведения, мышления, представления о мире и самом себе, перестают удовлетворять ситуации или потребностям подростка.

Собственно, кризис выражается в отказе подростка от привычных стереотипов и поведения и состоит в попытках найти новые инструменты для выхода из сложившейся ситуации. Период кризиса сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, часто возникает чувство беспомощности и растерянности, самоконтроль и продуктивность деятельности находятся на низком уровне.

Посткритичная фаза заключается в выработке новых стратегий, отвечающих актуальным требованиям, переосмыслении прошлого опыта, выстраивания новой идентичности.

Вместе с тем кризис не является обязательным признаком подросткового периода. Эмпирические исследования показывают, что существует группа подростков, прохождение пубертата которыми происходит без значимых поведенческих конфликтов, вызывающего поведения и явного противостояния со взрослыми (родителями, учителями, тренерами и т.д.). В рамках отечественной психологии кризис рассматривается как один из необходимых элементов развития, процесс становления новообразований, и соответственно, чем более ярко и выраженно он протекает, тем большая внутренняя работа происходит у индивида в данный период. Личности, подростковый период которых происходит сглажено характеризуются, как правило, большей зависимостью от авторитетов и стереотипов, меньшей самостоятельностью, определенной инфантильностью.

Личностные переживания подростка

Помимо кризисов подростковый период характеризуется специфическими переживаниями:

  • отчужденности
  • негативизма
  • эгоцентризма

Отчуждение выражается в состояниях деперсонализации и дереализации, восприятии собственного тела и окружения как «чужого», «не настоящего». Физиологические изменения в теле, связанные с его неравномерным ростом и половым созреванием, провоцируют дисморфические переживания неприятия собственной внешности, страх получить увечье, низкую оценку внешности в сравнении со сверстниками. Дереализация связана с потерей социальных и нравственных ориентиров, необходимостью выработки собственных, личностно значимых ценностей, на фоне их отсутствия, что провоцирует переживание не реальности происходящего, жизни как игры, непонимания и одиночества.

Негативизм проявляет себя через подчеркнуто независимое поведение, которое сводится по сути к отрицанию любых норм и ценностей, постулируемых со стороны «взрослого» общества – родителей, учителей и социальных институтов. При этом подростков в конечном итоге зависит от требований референтных групп, так как его позиция строится исключительно на отрицании, а не на проявлении самостоятельного поведения и решений.

Эгоцентризм подростка носит двоякий характер. С одной стороны, эгоцентрический подростков проявляет демонстративные черты характера – стремится быть в центре внимания, демонстрирует эгоистические интересы и потребности, способен совершать эксцентрические или асоциальные поступки для привлечения внимания окружающих. С другой стороны, эгоцентризм проявляется на когнитивном уровне как не способность выйти за пределы своей точки зрения, не способность отказаться от представления, что окружающие люди могут видеть мир и мыслить иначе чем сам подросток.

Направления личностного роста подростка

Кризисные состояния и переживания подростка связаны с высокими темпами личностного роста, большим числом новообразований и перестройкой социальных ролей, поиска своего места в мире. Проводником личностного роста становится интенсивное формирование самосознания посредством развертывания рефлексии.

Самосознание как таковое закладывается еще в детском возрасте, однако образ Я формируется главным образом на основании внешних оценок референтных лиц, родителей, учителей и т.д. При этом многие установки о себе принимаются ребенком не критично в силу невозможности переосмыслить их содержание. В подростковый период развитие самосознания выходит на качественно иной уровень. Благодаря появлению рефлексии подросток получает возможность самостоятельно оценивать собственное поведение и личностные качества, на основании их сопоставления с аналогичными проявлениями у других, отслеживании реакций рефернтных лиц на поведение самого подростка и его сверстников.

Замечание 2

Подросток подвергает переосмыслению не только Я-концепцию, но и любые идеи, усвоенные им за период детства. При этом, не имея четких критериев для вынесения оценок, он зачастую впадает в крайности, что ярко можно наблюдать на примере колебаний самооценки от неадекватно низкой до завышенной под воздействием одного-единственного стимула.

Отказ от социальной роли ребенка, являющийся следствием как стремления подростка к самостоятельности, так и естественной логики его развития, требует становления новой идентичности, отличной от прежней, но при этом независимой от образцов предоставляемых взрослыми из ближайшего окружения подростка создают устойчивую потребность в эмоционально-личностном общении со сверстниками, формирования субкультур и иных объединений, в том числе девиантного характера, предоставляющих подросткам такую возможность.

Замечание 3

Итогом пубертатного периода становится складывание критического характера мышления, становление как когнитивной, так и поведенческой самостоятельности, обретения навыков эмоционального самоконтроля, стабилизация самооценки и Я-концепции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :