Несмотря на огромное количество специальной и научно-популярной литературы, нет четкого определения эффективного лидера.
Анализируя феномен лидерства, особая роль отводят модели «случайного лидерства», которая рассматривает баланс заинтересованности руководителя при реализации задач и персонала. Авторы считают, что правильно будет противопоставлять не персонал и задачи, а настоящее и прошлое. Это связано с тем, что лидер должен решать текущие проблемы, а также не должен терять видение стратегической перспективы. Как правило, сотрудники организации консервативны и сразу отвергают любые новшества, поэтому важным качеством хорошего руководителя является умение предвидения последствий, к которым приведут решения, принятые сегодня.
Известна еще одна концепция целостного лидерства, которая предполагает, что все лидеры обычно ориентируются на контроль и руководство, то есть, они просто не собираются выслушивать альтернативные точки зрения. Данный подход предполагает выделение трех основных аспектов лидерства:
Недостаток этого подхода – это отсутствие такого понятия, как временной горизонт. Помимо этого, если сравнить три названных элемента, то этап «сердце» - это умение мотивировать своих сотрудников, являющееся основным, а руководители высшего уровня большее значение придают этапам «живот» и «голова».
Чтобы подробно изучить лидерство, необходимо определять качества, которые свойственны лидеру, необходимо определить качества, которыми лидер обладает и которые отличают его от окружающих. Во-вторых, следует изучить принимаемые лидером решения, то есть, механизма их принятия и формирования. Личностным лидерством рассматриваются вопросы настоящего, а стратегическое лидерство рассматривает вопросы будущего, так как только при умении принимать правильные решения позволит руководителю сохранить свой пост.
С позиции индивидуального лидерства – руководитель заинтересован в сотрудниках, что и представляет отправную точку в любых исследованиях лидерства как явления. Стратегическое лидерство предполагает, что человек не становится лидером, если он просто умеет взаимодействовать с людьми. Часто наблюдается и обратная ситуация, когда сотрудники не довольны своим начальником, когда его решения ущемляют их интересы, даже если позже это решение может принести существенную выгоду.
Один из наименее исследованных вопросов в психологии – это вопрос того как лидер думает. Очевидно, именно некоторый ряд отличий в ходе мышления, способность формулировать нестандартные выводы, реагировать не так, как бы поступило большинство людей в этой ситуации, что дает возможность человеку подняться на вершину социальной иерархии. Значимость этого процесса определена двумя причинами:
Познания лидера – это не только его компетентность в академических вопросах, скорее, под этим следует понимать совокупность практических навыков и опыта, понимание причин поступков окружающих людей и пр.
В соответствии с опросами, для лидеров наиболее важными качествами являются умение оперировать конкретными данными, а также умение наладить связи, навыки эффективного руководства и способность заставлять сотрудников компании выполнять поставленные перед ними задачи. Лидер придает особое значение скрытым и подразумеваемым знаниям, то есть некоторому общему пониманию вещей, базиса, дающего возможность эффективно управлять, даже если нет полной информации, касательно какого-то конкретного вопроса. Такое знание нельзя приобрести в книгах – оно может быть получено только в результате получения классического образования, которое обеспечивает высокий уровень мышления, либо лично от кого-то, какого-то опытного наставника.
Для обучения тому, как выстраивать связи, хорошо подходит идея о человеческих порталах – опытных специалистах, у которых уже есть широкий круг знакомых в какой-либо сфере, и они могут помочь лидеру или руководителю познакомиться с нужными людьми. Использование подхода такого рода дает возможность создать децентрализованную поведенческую сеть.
Горизонтальная социальная сеть в перспективе может стать бесценным ресурсом для каждого лидера коллектива. Развитие лидера в профессиональной сфере неминуемо ставит перед ним, с каждым шагом продвижения человека по карьерной лестнице, все более сложные задачи принятия решений и выбора альтернатив для разрешения этих задач. Обучением высших руководителей предполагается, что учебные модели и примеры будут максимально приближены к практической деятельности.
При обучении руководителей в бизнес-школах ряду специфических навыков, наибольшее внимание уделяют трем основным направлениям: