Научное лидерство


Научное лидерство

Специфика лидерства в научной среде

Феномен лидерства проявляется во всех сферах человеческой жизни, для которых характерны социальные формы существования, складывание групп, объединений, обществ.

Определение 1

Лидерство представляет собой форму властных взаимоотношений между лидером и последователями, при этом лидер не назначается извне, а выдвигается самими последователями исходя из специфики их представлений о типическом лидере и особенностей наличной ситуации групповой динамики.

Во взаимодействии с последователями лидер опирается на различные формы власти. Власть эксперта заключается в превосходстве лидера над подчиненными в конкретной области, признании авторитета и ценности его суждений и рекомендаций по осуществлению деятельности. Власть традиции опирается на стереотипические представления о необходимости подчинения лидеру или руководителю в связи с его статусом. Власть примера имеет своим источником потребности последователей в росте, развитии, преобразовании личностных качеств, относительно которых лидер выступает как образец успешности и самореализации.

Традиционные модели лидерства делают упор прежде всего на его организационных способностях, стиле выстраивания взаимоотношений с последователями, мотивацию к достижениям, укреплению и сохранению лидерской позиции. Однако данные особенности, эффективно проявляющие себя в рамках организационного лидерства, не вполне отвечают специфике научной среды, для которой также характерен феномен лидерства.

Рассматривая научную среду, можно выделить следующие ее отличительные черты:

  • Интеллектуализированность
  • Процессуальность
  • Высокий потенциал последователей
  • Совмещение научной и управленческой деятельности

Научная сфера предъявляет по отношению к лидеру высокие требования. Он должен эффективно проявлять себя в рамках напряженного, творческого и высоко интеллектуального труда, который носит, по сути, бесконечный характер, т.к. результаты одного исследования становятся отправной точкой для нового и достижение конечного результат неосуществимо. Более того достижения и данные в научной сфере достаточно быстро устаревают, наука как деятельность в целом направлена на постоянное обновление и переосмысление самой себя. В связи с этим личность занимающая лидерские позиции в науке сегодня, уже завтра может оказаться в аутсайдерах.

Специфическая среда отражается также на качествах последователей. Научный коллектив состоит из творческих, самостоятельных, независимых личностей, способных на самоуправление, не признающих традиционную форму власти и скептически воспринимающих авторитеты. Лидер такого коллектива должен в первую очередь быть ученым и иметь качества характерные именно для успешного ученого, а не управленца. Попытки жесткого контроля, регуляции деятельности последователей могут привести к обратному эффекту – нарушению отношений и падению продуктивности.

Замечание 1

Особенностью российской науки является вынужденная необходимость научного руководителя выполнять также административные и организаторские обязанности, что в значительной степени затрудняет ведение собственно-научной деятельности и снижает его эффективность в целом. Особое внимание на данную проблему и необходимость разделение административных и научных функций обращал П. Л. Капица еще в 1956 году.

Функции научного лидера

Таким образом научный лидер осуществляет свою деятельность в качественно иной среде по сравнению с лидером организационным или политическим. Вместе с тем, несмотря на высокий уровень развития и самостоятельности последователей, а также общую высокую динамику условий, в которых протекает деятельность, лидерство в научной сфере играет ничуть не меньшую роль.

К основным функциям, которые должен реализовывать научный лидер можно отнести созидательную, стратегическую и воспроизводящую.

Созидательная функция ориентирована на организацию научной деятельности здесь и сейчас. Однако это организация не на уровне управления сотрудниками и распределения задач, она заключается в создании необходимых условий для протекания исследовательского и творческого процесса, т.е. предоставления необходимой свободы, поддержки, финансирования, организация встреч научных сотрудников в рамках одной или смежных проблем, выстраивания синергических отношений между учеными.

Стратегическая функция реализуется посредством организации дальнесрочного планирования, определения направления движения исследований и научной отрасли в целом, обеспечение необходимой поддержки на высшем уровне.

Воспроизводящую функцию можно отнести к наиболее значимым, так как она связана с введением в научное сообщество молодых ученых, их поддержку и адаптацию к условиям деятельности, традициям науки. Важность данной функции заключается в том, что только воспитав достойную смену лидер сможет обеспечить преемственность науки, и, следовательно, способствовать ее реальному развитию, т.к. без преемников любые достижения прошлого быстро становятся достоянием истории.

Необходимые качества научного лидера

Обеспечение выполнения функций невозможно без наличия у лидера определенных личностных и социальных качеств. Специфика научной деятельности ставит перед лидером требование быть разносторонней личностью, успешной в самых разных областях деятельности, и в собственно научной, чтобы быть авторитетом для своих последователей, и в организационной, чтобы создавать необходимые условия для развития науки, и в психологической, чтобы выстраивать доверительные взаимоотношения с сотрудниками, способствовать их личностному росту.

Среди важных качеств можно выделить следующие:

  • надежность
  • цельность
  • аналитичность
  • целеустремленность
  • коммуникативность
  • интеллектуальная гибкость
  • прогностичность
  • эмпатичность

Научный лидер наряду с личностными качествами, должен поддерживать высокий морально-этический облик, способствующий с одной стороны выстраиванию здоровых отношений с сотрудниками, а с другой обеспечивающий понимание и ответственность за результаты собственно-научной деятельности, и воспитывающий эти качества в молодых ученых.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :