Лидерство представляет собой сложный, многоаспектный феномен, являющийся объектом изучения многих наук гуманитарной направленности. Широкий интерес к лидерству вызван крайней значительностью его роли в групповых процессах протекающих в социуме, в самых разных областях жизни – от работы административных организаций, до деятельности неформальных группировок, в том числе антисоциальной направленности. Знание закономерностей, процессов, стилей лидерства необходимо для ведения эффективной групповой деятельности и решения целей, которые ставятся перед организацией.
Тем не менее, несмотря на более чем вековую историю научного изучения данного феномена, единого подхода или понимания лидерства так и не было сформировано. На данный момент лидерство наиболее часто рассматривается в контексте двух позиций:
Первая позиция предлагает более традиционное понимание лидера, как неформального руководителя группы, человека, обладающего значительным авторитетом, властью, способного напрямую влиять и регулировать на взаимоотношения внутри группы, организовывать ее деятельность. Данный подход к лидерству сближает его с положением менеджера, ориентируя на достижение групповых целей, посредством постановки задач и распределения средств.
Вторая позиция рассматривает лидерство с гуманистических позиций. Самоактуализировавшийся лидер далеко не всегда обладает привилегированным положением по отношению к членам своей группы, он не участвует непосредственно в руководстве и организации групповой деятельности. Данное понимание лидерства предполагает трансформирование – т.е. преображение последователей, через усиление их мотивации к личностному росту, посредством полной свободы деятельности и положительного примера лидера.
Не имея возможности воздействовать на членов группы напрямую трансформационный лидер использует такие стимулирующие инструменты как обучение, защита, поддержка и вдохновение. Он выступает примером и опорой, задавая цели деятельности для последователей и помогая найти им свой наиболее эффективный способ их достижения. Итогом такого лидерства становится личностный рост последователей, при котором каждый их них овладевает эффективными навыками само менеджмента.
Лидерство исключительно групповой феномен, так как существование лидера самого по себе, без последователей, невозможно. Лидер появляется в конкретной группе, исходя из ее динамики и потребностей и совершенно не обязательно останется таковым при его переходе в новую группу. Вне зависимости от реализуемого типа лидерства, между лидером и его последователями устанавливаются властные отношения, так как последователи готовы в той или иной степени следовать указаниям лидера и выполнять его распоряжения.
Трансформационный лидер побуждающий своих последователей к росту и становлению самостоятельными высокоэффективными специалистами использует власть примера. Являясь достаточно самоактуализировавшейся личностью, он представляет собой непосредственное воплощение потребности в самореализации и развитии, приобретая таким образом авторитет и вес в глазах собственных последователей.
Организационные лидеры помимо власти примера, используют также и другие формы власти:
Власть страха представляет собой достаточно простой и быстро действенный, однако малоэффективный инструмент воздействия лидера на последователей. Власть страха основывается на потребностях последователей, которые те удовлетворяют посредством членства в группе. Это могут быть потребности в защите, идентификации, общении и т.д. Угроза их лишения, прямая или косвенная, со стороны лидера может оказать мощный эффект и быстро изменить поведение последователя, однако его удовлетворенность членством в группе начнет падать, равно как и авторитет самого лидера. В конечном итоге это приведет к поиску альтернативных источников удовлетворения потребностей за пределами группы, возможно и выходу из нее.
Власть вознаграждения также опирается на потребности последователей, однако противоположна власти страха, так как стимулирует к желаемому поведению обещанием в удовлетворении их личных потребностей. Основная сложность ее реализации заключается в том, что универсальных вознаграждений, которые действовали бы всегда не существует. Как следствие, лидеру необходимо хорошо знать своих последователей, чтобы понимать, чем их мотивировать.
Традиционная власть основывается на социальном стереотипе о необходимости подчинения лидеру или руководителю группы. С одной стороны, она обеспечивает минимальный уровень управляемости последователей, с другой, является достаточно уязвимой в присутствии недовольных и конкурентов.
Власть эксперта имеет своим источником превосходство лидера в знаниях и навыках, в конкретной области деятельности группы. Как более опытный специалист лидер может решать сложные проблемы и принимать верные решения, благодаря чему его рекомендации становятся весомыми. Однако если лидер оторван от непосредственного производства, данный вид власти ему недоступен.
Сталкиваясь с необходимостью принятия решений, эффективный лидер должен обладать не только инструментами для воздействия на группу, но также инструментарием для выбора наиболее лучших альтернативных вариантов, постановки перспективных целей и задач. Наиболее распространенными среди как формальных, так и неформальных организаторов являются следующие инструменты:
СВОТ-анализ направлен на выявление способностей и возможностей изучаемого объекта, а также их взаимосвязей. Методически сначала выполняется анализ слабых и сильных сторон, а также угроз и потенциала, после чего на основании их пересечения выстраивается стратегия действий. Данный анализ может применяться лидером как в отношении группы, отдельных ее членов или даже самого себя.
Дерево целей, представляет собой пошаговый инструмент эффективного целеполагания и разработки долговременных целей на стратегическом уровне, включая выделение подцелей и составление «дорожной карты».
СТЕП-анализ ориентирован на изучение среды, в которой организация ведет свою деятельность, и включает анализ четырех сфер – социальной, политической, экономической и технической.