Инструменты лидерства


Инструменты лидерства

Понятие лидерства

Лидерство представляет собой сложный, многоаспектный феномен, являющийся объектом изучения многих наук гуманитарной направленности. Широкий интерес к лидерству вызван крайней значительностью его роли в групповых процессах протекающих в социуме, в самых разных областях жизни – от работы административных организаций, до деятельности неформальных группировок, в том числе антисоциальной направленности. Знание закономерностей, процессов, стилей лидерства необходимо для ведения эффективной групповой деятельности и решения целей, которые ставятся перед организацией.

Тем не менее, несмотря на более чем вековую историю научного изучения данного феномена, единого подхода или понимания лидерства так и не было сформировано. На данный момент лидерство наиболее часто рассматривается в контексте двух позиций:

  • как привилегированное положение члена группы, связанное с его большей эффективностью, уровнем успешности.
  • как более высокий уровень самоактуализации одного из членов группы.

Первая позиция предлагает более традиционное понимание лидера, как неформального руководителя группы, человека, обладающего значительным авторитетом, властью, способного напрямую влиять и регулировать на взаимоотношения внутри группы, организовывать ее деятельность. Данный подход к лидерству сближает его с положением менеджера, ориентируя на достижение групповых целей, посредством постановки задач и распределения средств.

Вторая позиция рассматривает лидерство с гуманистических позиций. Самоактуализировавшийся лидер далеко не всегда обладает привилегированным положением по отношению к членам своей группы, он не участвует непосредственно в руководстве и организации групповой деятельности. Данное понимание лидерства предполагает трансформирование – т.е. преображение последователей, через усиление их мотивации к личностному росту, посредством полной свободы деятельности и положительного примера лидера.

Не имея возможности воздействовать на членов группы напрямую трансформационный лидер использует такие стимулирующие инструменты как обучение, защита, поддержка и вдохновение. Он выступает примером и опорой, задавая цели деятельности для последователей и помогая найти им свой наиболее эффективный способ их достижения. Итогом такого лидерства становится личностный рост последователей, при котором каждый их них овладевает эффективными навыками само менеджмента.

Инструменты власти

Замечание 1

Лидерство исключительно групповой феномен, так как существование лидера самого по себе, без последователей, невозможно. Лидер появляется в конкретной группе, исходя из ее динамики и потребностей и совершенно не обязательно останется таковым при его переходе в новую группу. Вне зависимости от реализуемого типа лидерства, между лидером и его последователями устанавливаются властные отношения, так как последователи готовы в той или иной степени следовать указаниям лидера и выполнять его распоряжения.

Трансформационный лидер побуждающий своих последователей к росту и становлению самостоятельными высокоэффективными специалистами использует власть примера. Являясь достаточно самоактуализировавшейся личностью, он представляет собой непосредственное воплощение потребности в самореализации и развитии, приобретая таким образом авторитет и вес в глазах собственных последователей.

Организационные лидеры помимо власти примера, используют также и другие формы власти:

  • власть страха
  • власть вознаграждения
  • традиционная власть
  • власть эксперта

Власть страха представляет собой достаточно простой и быстро действенный, однако малоэффективный инструмент воздействия лидера на последователей. Власть страха основывается на потребностях последователей, которые те удовлетворяют посредством членства в группе. Это могут быть потребности в защите, идентификации, общении и т.д. Угроза их лишения, прямая или косвенная, со стороны лидера может оказать мощный эффект и быстро изменить поведение последователя, однако его удовлетворенность членством в группе начнет падать, равно как и авторитет самого лидера. В конечном итоге это приведет к поиску альтернативных источников удовлетворения потребностей за пределами группы, возможно и выходу из нее.

Власть вознаграждения также опирается на потребности последователей, однако противоположна власти страха, так как стимулирует к желаемому поведению обещанием в удовлетворении их личных потребностей. Основная сложность ее реализации заключается в том, что универсальных вознаграждений, которые действовали бы всегда не существует. Как следствие, лидеру необходимо хорошо знать своих последователей, чтобы понимать, чем их мотивировать.

Традиционная власть основывается на социальном стереотипе о необходимости подчинения лидеру или руководителю группы. С одной стороны, она обеспечивает минимальный уровень управляемости последователей, с другой, является достаточно уязвимой в присутствии недовольных и конкурентов.

Власть эксперта имеет своим источником превосходство лидера в знаниях и навыках, в конкретной области деятельности группы. Как более опытный специалист лидер может решать сложные проблемы и принимать верные решения, благодаря чему его рекомендации становятся весомыми. Однако если лидер оторван от непосредственного производства, данный вид власти ему недоступен.

Инструменты анализа

Сталкиваясь с необходимостью принятия решений, эффективный лидер должен обладать не только инструментами для воздействия на группу, но также инструментарием для выбора наиболее лучших альтернативных вариантов, постановки перспективных целей и задач. Наиболее распространенными среди как формальных, так и неформальных организаторов являются следующие инструменты:

  • СВОТ-анализ
  • Дерево целей
  • СТЕП-анализ

СВОТ-анализ направлен на выявление способностей и возможностей изучаемого объекта, а также их взаимосвязей. Методически сначала выполняется анализ слабых и сильных сторон, а также угроз и потенциала, после чего на основании их пересечения выстраивается стратегия действий. Данный анализ может применяться лидером как в отношении группы, отдельных ее членов или даже самого себя.

Дерево целей, представляет собой пошаговый инструмент эффективного целеполагания и разработки долговременных целей на стратегическом уровне, включая выделение подцелей и составление «дорожной карты».

СТЕП-анализ ориентирован на изучение среды, в которой организация ведет свою деятельность, и включает анализ четырех сфер – социальной, политической, экономической и технической.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :