Внешнее лидерство


Внешнее лидерство

Современные тенденции изучения лидерства

Определение 1

Лидерство – это социально-психологический феномен, выражающийся в существовании властных взаимоотношений между лидером и его последователями, группой, которая выдвигает лидера для удовлетворения собственных потребностей.

Феномен лидерства проявляется в самых разных областях человеческой деятельности, потенциально о лидерстве можно говорить всегда, когда существует группа, формальная или неформальная. В качестве лидера формальной группы как правило рассматривается руководитель, назначаемый извне или выбираемый членами самой группы на основании формализованной процедуры. Такой лидер обладает традиционной, подкрепленной существованием организации властью, широкими полномочиями и методами воздействия на подчиненных и ориентирован прежде всего на менеджмент, управление группой ради достижения внешних целей.

Неформальный лидер как правило выдвигается группой из своей среды, причем зачастую неявно, он ориентирован в первую очередь на регуляцию взаимоотношений внутри группы и отстаивание ее интересов. Неформальный лидер более ограничен в своих возможностях, а его положение достаточно шатко, так как если ситуация изменится, или он проявит свою несостоятельность, группа может отвернуться от него.

Длительное время исследование лидерства ставило перед собой цель изучить лидера как сильную личность, управленца или наставника, обладающего уникальными качествами и способного единолично влиять на групповую эффективность и деятельность. Различные теории рассматривали данную модель лидерства с разных сторон.

В рамках теории черт и поведенческих теорий исследовались личностные характеристики и стратегии поведения лидеров, их стиль выстраивания взаимоотношений с группой и ее отдельными членами.

В рамках когнитивного подхода рассматривались представления последователей о типичном лидере и их влияние на реальное лидерство. Ситуационная теория изучала динамику и особенности самой группы, в которой складывался феномен. Также было составлено множество классификаций – теория Х и Y, модель «путь-цель», модель решетки лидерства и т.д.

Замечание 1

В настоящее время существует тенденция на переориентацию от исследования единичного лидера к рассмотрению модели распределенного лидера или лидерской команды.

Теория лидерских ролей, разработанная Боне предполагает, что эффективным последователям требуются те же личностные качества, что и самим лидерам, т.е. – способность к самоуправлению, отстаиванию своей позиции, высокая мотивационная готовность, ориентация на ценности выходящие за рамки непосредственной деятельности. Такие последователи не вписываются в модель группы безмолвно подчиняющейся указаниям лидера, они способны действовать и организовываться сами по себе, а также имеют личностные компетенции.

Теория ролей предлагает командную модель лидерства в которой между лидером и последователями существует прослойка последователей-лидеров, способных брать на себя лидерские функции в определенных ситуациях, отвечающих зонам их компетенции. Вместе последователи-лидеры образуют команду способную гибко реагировать на изменяющиеся условия среды и предлагаемые задания обеспечивая высокую эффективность деятельности. Роль лидера сводится к роли организатора, задача которого собрать такую команду и оказывать ей поддержку.

Боне выделяет следующие лидерские роли:

  • дипломат
  • реактор
  • исполнитель
  • синтезатор
  • разъяснитель
  • коммуникатор
  • продавец идей

Особенности внешнего лидерства

Разделенное лидерство представляет собой объект для активного изучения, при решении прикладных задач управления в настоящее время все еще наиболее часто используется подход формирования успешного или харизматического лидерства.

Харизматический лидер представляет собой апогей идеи о выдающемся человеке, он обладает врожденным набором личностных качеств, позволяющих эффективно воздействовать на последователей, прежде всего через власть примера, зарождать в них потребность следовать за лидером и подражать ему, беспрекословно выполнять его приказы. Харизматический лидер способен воодушевить последователей на выполнение сложных и трудоемких заданий, заразить своими целями и идеями, и таким образом увеличить эффективность группы.

Среди основополагающих черт харизматического лидера можно выделить следующие:

  • ораторские способности и артистизм
  • независимость и самодостаточность
  • яркая, необычная внешность
  • способность мотивировать окружающих
  • демонстрация уверенного поведения
  • способность принимать восхищение своей персоной

Понимание основных качеств и особенностей харизматического лидерства, создает возможность их копирования. Внешнее лидерство представляет собой результат практического научения, выработки у личности поведенческих паттернов, внешних данных и личностных характеристик, подражающих модели харизматического лидерства.

Однако внешнее лидерство представляет собой проблему, так как копируя внешние, наблюдаемые проявления лидерства, оно не в состоянии отразить сущностные взаимоотношения его компонентов, так как они не представлены в виде модели на сегодняшний момент. Выученное харизматическое лидерство оказывается ложным, носящим временный характер, не способных реализовать себя в новых условиях или кризисных ситуациях.

Негативные последствия лидерства

Как правило лидерство рассматривается прежде всего, как положительный феномен, оказывающий стимулирующее влияния на деятельность группы, эффективность организации, способствующий росту и развитию сотрудников, проведению новаторских модернизаций.

Вместе с тем феномен лидерства в равной степени может способствовать негативным результатам деятельности в зависимости от личности самого лидера и особенностей его взаимоотношения с последователями. В нормальных условиях взаимоотношения лидера и последователей строятся на одобрении последними решения и действия лидера, признания его авторитета, экспертных качеств. Однако последователи могут подчиняться лидеру исходя из конформных установок, в качестве уступки, особенно при использовании авторитарного стиля и наличии группы поддержки.

В этом случае насильственное проведение лидерских решений будет действовать во вред последователям и группе, создавать раскол внутри нее, способствовать внутригрупповой дискриминации и буллингу.

Эгоистический лидер способен употребить свое влияние на достижение не групповых, а личностных потребностей, а в неформальных организациях лидерство может преследовать асоциальные цели.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :