Вертикальное лидерство


Вертикальное лидерство

Проблема вертикального лидерства

Определение 1

Лидерство – это сложный феномен, в основе которого лежат властные взаимоотношения между лидером и последователями, которые выдвигают его и наделяют властью.

Отношения лидерства известны в человеческом обществе с древнейших времен. Первые попытки описания и практических рекомендаций, связанных с передачей опыта успешного лидерства, можно отнести к третьему тысячелетию до нашей эры, они зафиксированы в древнеиндийском эпосе. Вместе с тем активное научное изучение лидерства началось главным образом после второй мировой войны во второй половине двадцатого века. В данный период одна за другой возникают различные теории, рассматривающие как сам феномен лидерства, так и его способы реализации и последствия.

Теория черт акцентирует внимание на индивидуальных особенностях личности лидера, рассматривая их как источник лидерства. Всего было выделено более 70-ти различных черт, которые присущи различным лидерам в разных ситуациях, но не позволяют создать универсальный профиль.

Поведенческие теории изучают паттерны поведения лидеров, их способы действия, позиционирования, управления и т.д.

Ситуационные теории переносят внимание с психологических аспектов на социальные – состав и структуру группы, ее динамику, обстоятельства в которых возникает лидерство.

Когнитивные теории исследуют представления членов группы о типичном лидере, их стереотипы, которые интернируясь между собой создают групповой образ лидера, на основании соответствия, которому и происходит его выдвижение.

Гуманистические теории предлагают новый взгляд на лидера не как руководителя, стоящего над группой, а как на помощника, наставника, первого среди равных или даже подчинённого группе по статусу. Такой лидер не руководит деятельностью, а побуждает последователей к самостоятельной деятельности, движению к самоактуализации.

Атрибутивная теория рассматривает взаимодействие между лидером и подчинёнными как процесс взаимовлияния, основанный на результатах предсказывания причин поведения противоположной стороны.

Все вышеперечисленные теории рассматривают прежде всего вопросы горизонтального лидерства. Горизонтальный тип лидерства предполагает развитие лидера и его последователей за счет приращения знаний и навыков, новых техник, стилей и способов воздействия и взаимодействия, технократический путь развития, обогащение поведенческого арсенала личности.

Альтернативной системой является вертикальный тип лидерства, при котором развитие происходит не в ширь, а в глубь, т.е. меняется не запас средств и вариантов действий лидера, а сам подход к деятельности, способ осмысления ситуации и принятия решения. Вертикальное развитие предполагает не простую смену лидерских стилей, а изменение глубинных представлений, которые лежат в основе стратегии лидерства, поведения и мышления личности, переосмысления ею убеждений и ценностей, своего места в мире и системе конкретной организации.

Модели вертикального лидерства

Описание вертикального лидерства, это прежде всего создание стадиальной модели поэтапного развития личности, по мере ее продвижения от привычного и стереотипизированного взгляда на мир, к более свободному, самостоятельному и творческому.

В частности, Мак-Гуайр и Родс предлагают трехступенчатую модель:

  1. Побуждение
  2. Отказ и осознание
  3. Продвижение

Первая ступень заключается в простом осознании личностью идеи о том, что его взгляд на мир не единственный, существуют иные модели, в рамках которых есть возможность действовать отличным образом от того, к которому он привык.

На второй ступени личность выходит за рамки привычной модели, как бы осознает себя со стороны, подвергает поведение, мышление и эмоциональность тщательному анализу, внедряет новые формы действия, активно экспериментирует.

Третий этап реализуется в том момент, когда накоплен достаточный материал новых эффективных стратегий и происходит смена мировоззренческой парадигмы, в результате которой меняется подход лидера к решению задач и взаимодействию с окружением на более целесообразный чем прежде.

Б. Торберт предлагает восьми ступенчатую модель вертикального лидерства:

  • оппортунизм
  • дипломатичность
  • авторитарность
  • целеустремленность
  • переоценка
  • трансформация
  • алхимия
  • ирония

Каждая стадия соответствует определенной логике действия, которой пользуется лидер для осмысления окружающего мира, решения проблемных задач. Каждая новая стадия соответствует более высокому уровню интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

Методы развития вертикального лидерства

Продвижение лидера к новым, более высоким ступеням развития длительный и трудоемкий процесс, связанный со значительной ломкой стереотипов, привычных представлений, выходом за рамки зоны комфорта, свершения рискованных действий. Определенное продвижение лидеров может осуществлять и естественным путем, однако прикладывание сознательных усилий позволяет значительно ускорить данный процесс. Как было показано исследователями сам факт осознания личной ответственности за свое развитие значительно способствует его продвижению.

Б. Торбертом был описан ряд методов наиболее подходящих для формирования необходимых качеств и вертикального роста. К их числу можно отнести:

  • Интегральные методики
  • Методы исследования действием
  • Медитацию

Сущность интегральных методик заключается в интегрированном подходе к развитию личности, акцентировании внимания на слабых и плохо развитых чертах, способностях, и активное их включение в работу, сочетание привычных и новаторских методов, способов мышления казавшихся противоположными.

Исследование действием направлено на повышение осознанности и дисциплинированности бытия, развитие самоконтроля, и выражается в выполнении ряда несложных заданий. Например, всегда озвучивать переживаемые эмоции с указанием их причин, сопровождать собственные высказывания словесными иллюстрациями, интересоваться точкой зрения собеседника, вычленять наиболее удовлетворительные моменты прошедшего дня и т.д.

Медитация используется как средство достижения внутренней гармонии, снятия стресса и напряжения, повышения ясности сознания, при этом выполняться медитация должна в ограниченном масштабе, не более десяти-пятнадцати минут в день.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :