Верное лидерство


Верное лидерство

Источники власти лидера

Лидерство представляет собой социально-психологический феномен связанный с процессами групповой регуляции и управления.

Замечание 1

Лидер может рассматриваться как статусный член группы, обладающий расширенными правами и несущий ответственность за реализацию ее целей, либо как наиболее самоактуализированный член группы, который выступает в качестве примера для последователей и определяет направление их деятельности, но не имеет закреплённого статуса и ответственности.

Регуляция лидером групповых процессов может протекать в различной форме, однако для ее осуществления лидер должен обладать властью, по отношению к своим последователям, которая в свою очередь проистекает из различных источников. Объединяя различные виды власти, их можно разделить на два основных источника:

  • организационная власть
  • личностная власть

Организационная власть присуща прежде всего формальным лидерам. Она основывается на их официально закрепленном статусе, легитимности принимаемых ими решений, привлечении формальных инструментов воздействия на подчинённых, через поощрение и санкции. Источник организационной власти находится вне группы, в самой структуре организации и лидер несет ответственность за верность принимаемых им решений перед вышестоящим руководством.

Личностная власть в большей степени соответствует характеру неформального лидерства. Она опирается на личностные качества лидера и их значение для последователей. Источник этой власти лежит непосредственно в самих членах группы, именно они наделяют ею лидера, в связи с чем ему требуется принимать верные и эффективные решения, для поддерживания своего статуса.

Наиболее распространенными вариантами личной власти являются экспертная власть и власть примера. Экспертная власть опирается на превосходство лидера в опыте и знании той деятельности, которую осуществляют его последователи. Как эксперт он способен выносить более компетентные и верные решения по сравнению со членами группы, благодаря чему пользуется авторитетом и уважением. Данный тип власти присущ лидерам, непосредственно осуществляющим трудовую деятельность или ее регуляцию.

Власть примера имеет более широкую сферу действия. Лидер выступает образцом реализации потребностей своих последователей, живым примером и воплощением успешности. Своим поведением он задает для последователей эталоны и образцы, а также указывает направление приоритетного развития. Данный вид власти предъявляет высокие требования к личностному уровню лидера.

Модели лидерства

Власть, вне зависимости от источника, используется лидером для принятия управленческих решений. Каким образом лидер будет реализовывать власть зависит от стиля лидерских отношений, который он реализует. Всего принято выделять три универсальных типа лидерства:

  • авторитарное
  • демократическое
  • попустительское

Авторитарный лидер сочетает в себе качества как лидера, так и управленца. Он единолично принимает решения и жестко регламентирует деятельности и жизнь группы. Авторитарный лидер склонен использовать формальные властные инструменты, удерживать собственный статус, подчеркивать дистанцию между собой и подчиненными. Он несет личную ответственность за принимаемые решения, однако далеко не всегда это ответственность перед группой.

Демократический лидер нацелен на взаимодействие со своими последователями, он стремится к кооперации, установлению доверительных отношений. Решения принимают коллегиально, ответственность за их результат делится между лидером и последователями. Демократический лидер в большей степени опирается на личностную власть, он разделяет с последователями ценности и убеждения, делегирует обязанности, мотивирует на достижение корпоративных целей.

Попустительский или либеральный стиль предполагает отстраненную позицию лидера от управления группой. Либеральный лидер фактически не использует власть, за исключением власти примера. Имея высокий уровень самоактуализации он выступает ориентиром для самоорганизации деятельности своих последователей, мотивирует их на развитие и личностный рост, при предоставлении широчайшей свободы деятельности. Либеральный лидер создает поле для творческой самореализации и поисков, однако фактически не несет ответственности за успехи группы, он находится как бы на «недосягаемой высоте» авторитета, в связи с чем неудачи отдельных последователей не способны задеть его репутацию.

Замечание 2

Несмотря на значительные различия в организации групповых процессов, все три лидерских стиля являются одинаково верными и имеющими право на существование. Их сравнительная эффективность связана с учетом внешних факторов, таких как особенности самой группы, ее деятельности, условий в которых протекает решение задач, наличие ресурсов, культурно-исторических особенностей этноса.

Авторитарный стиль эффективен в жестких и ограниченных условиях, когда требуется тщательный контроль и принятие быстрых прогностических решений. Кроме того, авторитарный стиль необходим для организации рутинной деятельности.

Демократический дает высокие результаты в благоприятных условиях, когда перед группой встают сложные многоаспектные задачи, требующие в том числе креативного подхода.

Либеральный стиль успешен в творческих сферах, когда члены группы достаточно замотивированы на самореализацию и достижения, обладают сформированной потребностью в развитии.

Эффективность лидерства

В большинстве случаев лидерство представляет собой растянутый во времени процесс, последствия которого возможно оценить лишь спустя длительные периоды. Его пролонгированный характер определяется сложностью групповой деятельности, так как последствия отдельных решений могут проявить себя спустя годы. Вместе с тем, лидер нуждается в постоянном соотношении собственных решений с реальным положением дел в группе, для своевременной коррекции и предотвращения возможных ошибок.

Оценка эффективности лидерства представляет собой сложную комплексную задачу, в основу которой ложится соотнесение разнообразных массивов данных, начиная от объективных результатов деятельности группы, включая рейтинговые оценки действий лидера и его самоотчеты.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :