Психическое развитие можно охарактеризовать преобразованием своего отношения к окружающему миру, окружающей среде, обществу, а также его переосмысливанию. На этой стадии психического развития каждый проходит свой путь индивидуально, и следует отметить, что от различных планов, таблиц, периодизаций и т.д. которые приводятся в различных источниках, научных рекомендациях, учебниках - он может значительно отличаться. Но даже если путь индивидуального психического развития отличен, к определенному времени, на определенном этапе, развитие должно приблизиться к общепринятой норме. Если же этого не происходит, то нужно говорить о необходимой диагностике, исследовании такого ребенка для того чтобы выявить отклонение или патологию.
Так что же мы можем понимать под понятием «развитие»?
В качестве примера здесь можно привести развитие рефлекса сосания при нахождении рядом груди матери или комплекса оживления, а также изменения у ребенка в процессе взросления структуры сознания. Перечисленные примеры в основном находятся на уровне критериев развития, которые мы перечислили выше.
Развитие психики – это процесс, направленный на приобретение качественных и количественных изменений психики, который помогает ей оформиться и действовать.
Существует множество разных форм (типов) развития. В этой связи, необходимо предопределить путь, по которому проходит именно развитие детской психики, то есть выяснить особенность психического развития, отличающую ее от других процессов развития.
По Л. С. Выготскому выделяют: преформированный и непреформированный формы (типы) развития.
Охарактеризуем форму - преформированную. Она происходит по заранее заданным, фиксированным стадиям, по которым будет проходить развитие ребенка, то есть тут все расписано с самого начала и до самого конца пути.
В качестве примера можно привести – эволюционный путь эмбриона. Хотя это явление и имеет свой путь, происходит сокращение предшествующих этапов и последний этап воздействует на те, которые будут впереди, но форма развития психики при этом не меняется.
Более популярной на нашей Земле и более часто проявляющейся является – непреформированная форма развития.
К примеру, можно привести такие факты: как эволюция человечества, галактическое развитие, развитие социума и т.д., так же мы можем отнести сюда - детское развитие. Данная форма психического развития заранее не сформирована и ребенок, который будет рожден в разные периоды времени (по годам, векам и т.д.) будет развиваться по разному, по особенному сценарию, в соответствии с тем уровнем развития который существует в том или ином окружающем его обществе.
Спецификой развития ребенка здесь является тот факт, что окончательные формы только задаются, т.е. не даны при рождении. Тут нет четкого спрогнозированного плана или эталона процесса развития, не считая здесь конечно онтогенетического. Поэтому детскому развитию подходит непреформированная форма развития.
В завершении необходимо отметить, что если брать во внимание теоретические идеи Л.С. Выгодского, то процесс психического развития, это соотношение форм идеальных и реальных. Всегда необходимо отслеживать путь усвоение ребенком форм идеальных, так как дети сразу не могут освоить ценностные, смысложизненные ориентации общества, но без этого процесса усвоения идеальных форм этот процесс не будет идти.