Факторы риска психического развития – совокупность широко круга воздействий, способных вызвать отклонения в психическом развитии индивида. В отличие от патогенных факторов, которые однозначно вызывают нарушение в психическом развитии, факторы риска создают только возможность для возникновения отклонений.
В зависимости от степени этой возможности факторы риска подразделяют на высоковероятностные, средневероятностные и низковероятностные. Детей, которые подвергаются действию данных факторов, относят в соответствующие группы риска. Понятие групп риска зародилось в медицине, однако в 60-х гг. перешло в психологическую науку, где перестало ассоциироваться с патологией и стало восприниматься как вариация нормального развития ребенка. Отнесение ребенка к той или иной группе риска говорит о возможности возникновения у него отклонений психологического, социального или медицинского характера, а также риска нанесения вреда собственному психическому и физическому здоровью. Понятие факторов риска психического развития в настоящее время наиболее часто употребляют в двух контекстах:
Факторы риска психического развития можно классифицировать по источнику возникновения воздействия. Как правило, классификации по данному основанию являются эмпирическими, т.е. составленными психологами и педагогами на основании опыта практической психокоррекционной деятельности.
В.В. Ковалев выделяет следующие факторы риска:
По классификации В.Е. Логуновой можно выделить следующие факторы риска:
Похожее деление факторов риска предлагает Е.И. Казакова. Она делит факторы риска на психофизические, социальные и педагогические. Кроме того, существует классификация в зависимости от времени воздействия фактора риска на организм: факторы внутриутробного развития, перинатального, в период новорожденности, младенчества, в раннее детство и т.д.