Выделяют два фактора психического развития: биологический и социальный.
Для того, чтобы ребенок правильно развивался психически, необходима хорошая работа высшей нервной деятельности и работа коры головного мозга. Потому что, если была травма мозга, то психическое развитие будет идти с нарушением.
Индивидуальные особенности человека, являются лишь условиями, необходимыми для формирования психики. Таким образом, данные человеку природные задатки сами по себе могут и не проявиться. Все зависит от того, попадет ли этот человек, под влияние благоприятных условий для развития своих способностей или нет.
Путь психического развития, в каждом определенном обществе, протекает по - разному. Огромную роль играют традиции обучения и воспитания. Также большое влияние на развитие психики ребенка оказывает его семья и близкие люди.
Два вышеописанных фактора, оказывают влияние на развитие психики человека, в течение всей его жизни. Они проявляются в единстве. Только сила воздействия того или иного фактора изменяется в разные возрастные периоды.
Например, простые функции, даны при рождении, т.е. обусловлены влиянием биологического фактора (восприятие, ощущения), а высшие функции (речь, мышление) – это уже влияние факторов социальных.
Под влиянием факторов социальных ребенок учится взаимодействовать с обществом. В результате этого общения человек формируется как личность. Обучаясь деятельности, ребенок получает опыт, необходимый ему для развития человеческих навыков. По исследованиям А.И. Леонтьева, все стадии психического развития связаны с изменением положения ребенка в обществе, по ведущему виду деятельности. Именно эта деятельность оказывает сильное воздействие на формирование личности.
Ведущий вид деятельности – это определенный вид деятельности, являющийся наиболее успешным в развитии познавательных процессов ребенка.
Ведущий вид деятельности определяется следующими признаками:
Психическим развитием человека, управляет процесс усвоения форм общественной деятельности. Усвоенные формы постепенно переходят во внутренние процессы. Общественный опыт выступает фактором психического развития, преимущественно через общение со взрослым, ребенок впитывает информацию необходимую для развития психических качеств и свойств.
В первый период жизни ребенок общается в основном с родителями. Затем, становясь старше, расширяется круг общения, появляются друзья, знакомые, одноклассники и т.д. Социальный опыт благодаря общению расширяется и способствует дальнейшему развитию личности.
Для организации передачи ребенку общественного опыта, культурных традиций – существуют учебные заведения соответствующие определенному возрастному периоду.
Теорию о ведущей роли обучения в процессе развития психики, выдвинул Л.С. Выгодский. Обучение и воспитание человека начинается с рождения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться без процесса обучения и без условий социальной среды.