Понятие развития психики
Определение 1
Развитие психики – это процесс последовательного, прогрессивного накопления качественных и количественных изменений психики, необходимых для ее дальнейшего совершенствования и функционирования.
Определение 2
Тогда как, нарушение психического развития, появляется в последствиях изменения и дефектов, в формировании различных структур и функций головного мозга. Также это понятие встречается под термином – психический дизонтогенез.
Типы нарушений развития психики
По существующей систематике, из множества различных классификаций, все дефекты в развитии психики, поделены две группы: на асинхронию и ретардацию.
- Нарушение по асинхронии, можно охарактеризовать как специфическое состояние, при котором у ребенка, некоторые критерии формируются с особо быстрым результатом. А некоторые критерии, значительно затормаживаются в формировании. Данный эффект называется – психическая дисгармония.
- Нарушение по ретардации, можно охарактеризовать следующим образом. Психическое формирование у ребенка задерживается или останавливается, исходя из принятых обществом норм, для определенной возрастной ступени.
Также существует, еще одна известная классификация дефектов развития психики у детей. (Данная классификация разработана К.С. Лебединской и Г.Е. Сухаревой). Итак, по данной систематике существуют следующие типы:
- Отсталость в умственном развитии – это устойчивый, непоправимый дефект в деятельности познавательной, эмоциональной, поведенческой, выраженное биологическим поражением коры мозга, имеющим смешанное проявление;
- ЗПР – выражена в недостаточном общем запасе знаний, в ограниченности мышления, умственной неразвитости, быстрое уставание от интеллектуальных заданий, преобладающая деятельность – игровая;
- Нарушение развития психики – поврежденное. Можно описать как, отрицательное влияние на головной мозг не внутриутробном периоде, а в более позднем – приблизительно после двух, трех лет, когда уже практически завершилось формирование структур головного мозга;
- Нарушение развития психики – дефицитарное. Оно характеризуется сильным нарушением или изменением различных анализаторов (слух, двигательная система, развитие интеллекта и т.д.)
- Развитие психики – по дисгармоничному нарушению. Специфической отличительной чертой, является то, что во главе данного типа нарушения, лежит протекающий процесс болезни, который на разных стадиях, дает различные типы межфункциональных связей, а устойчивая психическая диспропорциональность, рассматриваемая в основном в эмоционально-волевом качестве, проявляется при рождении или же появляется в раннем детстве;
- Следующий тип нарушений развития психики– патологический. Он обычно вызывается психосоматическими заболеваниями.
Каждый тип нарушений развития психики можно охарактеризовать постоянной выраженностью, в который существуют дефекты – первичные и вторичные.
Замечание 1
При различных типах нарушений, основным явлением выделяется – дефект речи. При этом дефекте, у ребенка искажается возможность восприятия информации и различных знаний.
Значимыми мероприятиями, по профилактике нарушений развития психики являются:
- отсутствие ссор в семье, хорошему внутрисемейному климату;
- формирование гармоничной атмосферы для развития психики ребенка;
- устранение в период беременности, травм различного генеза (эмоциональных, физических и т.д.).
К основной и главной задаче, в профилактике нарушений психического развития ребенка, можно отнести предупреждение повторных нарушений. Этим и озадачены все специалисты, разрабатывающие мероприятия по коррекционной и психологической помощи таким детям.