Рассмотрим теории психического развития следующих школ: психоаналитической, бихевиоральной и гуманистической.
Итак, центром психоаналитической теории послужили идеи З.Фрейда. Развитие психики в психоанализе происходит с усложнением сферы влечений, чувств, мотивов, а также структур и функций психики.
Развитие психики в детском возрасте, по психоаналитической теории, рассматривалось со стороны психосексуального развития. В этом подходе выделено 5 стадий, этапов развития:
В качестве основы своих исследований, бихевиористы рассматривали - поведение человека. Представители данного направления – Дж. Уотсон и Б. Ф. Скиннер.
В становлении мотивов и появляющихся на их фоне реакций, заключается механизм развития психики. Разные реакции рассматриваются, и отмечаются только те реакции, которые помогают адаптироваться к окружающей среде. Таким образом, развитие психики приравнивается к научению.
Развитие психики ребенка в данной теории обусловлено влиянием социума. От окружающей среды на ребенка влияют стимулы и появляются ответные реакции, формируются определенные умения. Поэтому в теории школы бихевиоризма нет периодизации по возрасту, т.к. определенных этапов развития не существует.
Основные теоретические идеи:
В данном течении, равное по существу значение отводят - сознанию и бессознательному. Эти составляющие, гуманисты считают главными механизмами в душе человека.
По теоретическим идеям А. Маслоу, необходимость в самоактуализации, может произойти лишь после того, как простейшие желания (потребность в еде, жилье, безопасности и т.д.) будут удовлетворены. Например, ребенок, когда он голодный, не может внимательно читать или рисовать, пока не удовлетворит свои желания.
По своей теории А. Маслоу, расположил желания человека - в виде пирамиды.
В самом низу пирамиды, находятся главные биологические желания человека, необходимые для того чтобы выживать. Выше по уровню, он поставил потребность в безопасности, человеку необходимо чувствовать себя в безопасности от окружающего мира. Когда простые потребности в безопасности и выживании удовлетворены, следующей потребностью он указывает - потребность в принадлежности. После того как потребности этого уровня удовлетворены, активизируется потребность в самоуважении. Проходя по этой мотивационной пирамиде, человек получает ощущение счастья и удовлетворения собой.
Еще одним представителем данной школы является К.Роджерс. В его теориях, основой характера человека являются позитивные, здоровые, положительные стимулы, которые начинают действовать с периода новорожденности. В своих исследованиях он обнаружил, что сильное личностное развитие его клиентов начинается тогда, когда он точно знали, что он принимает их такими, как они есть.