Здоровое и полноценное психическое развитие определяется взаимодействием социальных и биологических факторов. Данные факторы взаимосвязаны. Морфогенез мозга выступает как основа психических функций, но развиться им дает только благоприятная социальная среда. Тем не менее роль биологических факторов в развитии человека чрезвычайно велика.
Биологические факторы – это совокупность природных условий, влияющих на формирование, развитие и жизнедеятельность человеческого организма, создающих почву для реализации наследственных особенностей.
Среди биологических факторов можно выделить:
Под наследственными понимаются генетические признаки, передаваемые от родителей к ребенку. Врожденные особенности заключаются во влиянии биологических факторов на внутриутробное развитие ребенка, а также особенности протекания процесса родов. В число приобретенных включают, как правило, травмы и дефекты развития, а так и биологические условия среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности.
Наследственные факторы проявляют себя через фенотипические и морфологические особенности ребенка. Помимо таких характеристик, как рост, вес, цвет глаз, в качестве генетических признаков могут передаваться заболевания, дефекты развития внутренних органов, наследственная склонность к химическим зависимостям и психическим заболеваниям.
Одним из значимых наследственных биологических факторов, влияющих на развитие психики ребенка, является темперамент, который определяется как динамические характеристики психической деятельности и выражается через силу и скорость процессов торможения и возбуждения в нервной системе.
К врожденным биологическим факторам можно отнести общий фон протекания беременности (благоприятный или неблагоприятный), инфекционные заболевания, перенесенные матерью, воздействие хронического или острого стресса, прием лекарственных препаратов, режим питания матери, острый токсикоз, операционные вмешательства в период беременности, а также особенности прохождения родов, асфиксия.
Приобретенные факторы оказывают тем большее влияние на развитие ребенка, чем раньше они воздействуют на организм в его онтогенезе. На первом году жизни большое значение имеет режим питания ребенка, его нахождение на свежем воздухе, а также травмы, заболевания, медикаментозное воздействие и т.д.
Одними из первых теорий, объясняющих закономерности развития психики человека, были биогенетические теории, в которых ведущая роль отдавалась воздействию биологических факторов или же психическое развитие отождествлялось с биологическим.
В качестве одной из ранних теорий можно назвать теорию Холла, возникшую под влиянием идей Геккеля. Геккель вместе с Мюллером в XIX веке сформулировали биогенетический закон, утверждающий, что люди и животные в процессе внутриутробного развития проходят все эволюционные стадии, которые проходил данный вид в филогенезе. Американский психолог С.Холл, опираясь на данный закон, сформулировал свою теорию психического развития ребенка, получившую название теории рекапитуляции. В рамках данной теории предполагалось, что ребенок в своем психическом развитии кратко повторяет стадии развития человечества, которые находят свое отражение в его поведении. Например, Холл выделял пещерную стадию, стадию охоты, обмена и т.д.
Примерно в то же время немецкий психолог Келлер сформулировал свою теорию, исходя из которой психика в своем развитии проходит три этапа: инстинкт, дрессура и интеллект. Основанием для этой теории стало открытие Павловым условных и безусловных рефлексов, а также собственные опыты Келлера, в которых он выявил возможность развития интеллектуальных способностей у высших приматов.
Несмотря на определенную наивность данных теорий, их вклад в изучение закономерностей психологического развития сложно переоценить. Их авторы были первопроходцами, которые впервые подняли столь важную тему в психологии, а их концепции породили как множество сторонников, продолживших изучение влияния биологических факторов на развитие человека, так и противников. Дискуссия между ними создала благоприятную почву для бурного развития исследований психики и появления современных конвергентных теорий.