В данный период происходит смещение интересов ребенка от мира предметов к миру взрослых. Причем взрослый выступает не как конкретное лицо, а обобщенный образ – носитель общественных функций и норм поведения.
Игра является символической формой познания окружающего мира ребенком. Для дошкольного периода наиболее характерна сюжетно-ролевая игра. Сюжеты берутся из наблюдений за действиями взрослых, героев сказок и фильмов. Дети воссоздают новые для себя аспекты жизни взрослых, на этой основе возникает игра в доктора, в учителя, в магазин, в семью, в разбойников и т.д. И если в начале периода главное содержание игры сосредотачивается на предметной области (например, атрибуты врача – градусник, шприц, стетоскоп), то в последующем дети отображают социальные отношения и социальную иерархию (вопросы «кто главней», «кто что должен делать»).
Значение игры для развития ребенка чрезвычайно велико:
В игре возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование и т.д.), развивается речь.
В данный период происходит интенсивное развитие памяти ребенка. Под влиянием игры и дидактических усилий взрослого у ребенка начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.
Мышление становится наглядно-образным, приобретает знаковый характер. Способ познания мира у ребенка - это все еще эмпирическое обобщение за счет приобретения собственного чувственного опыта.
В стремлении познать окружающий мир ребенок начинает задавать огромное количество вопросов, причем зачастую ему нужен не сам ответ, а реакция на него взрослого. Отталкиваясь от постижения назначения отдельных предметов в пять-семь лет ребенок пытается осознать такие абстрактные вещи, как жизнь или смерть. Это говорит о начале формирования теоретического мышления. Однако мышление этого периода эгоцентрично – все, что происходит, ребенок оценивает только со своей точки зрения.
В дошкольном возрасте происходит овладение речью. Это выражается в расширении активного словаря, в том числе за счет словотворчества, постепенное убывание эгоцентризма детской речи и развитие таких функций речи, как способ общения и орудие мышления.
В дошкольном детстве происходит возникновение абриса мышления – это схематическая картина мира, в том числе природы и общества. Он возникает из стремления ребенка к объяснению и упорядочиванию внешнего мира.
Глубокие изменения происходят в структуре мотивов дошкольника. Если на рубеже раннего детства и дошкольничества регулятором их деятельности выступали такие категории, как «можно» и «нельзя», то к концу периода складывается целая иерархия мотивов, состоящая из нравственных, общественных, соревновательных мотивов, мотивов интереса, игровых мотивов и т.д. Стоит отметить, мотивы начинают осознаваться ребенком и приобретать характер намерений. Борьба мотивов в маленьком человеке приводит к формированию волевого поведения.
Чувства другого человека, этические нормы и нравственные образцы начинают усваиваться ребенком в период дошкольного детства. Толчком к их развитию служит потребность быть признанным, что возможно лишь при соблюдении норм общества. Однако желание получить признание и внимание со стороны окружающих может привести к проявлению негативных сторон поведения – ребенок лжет, хвастается, испытывает чувство зависти. Стоит отметить, что неправильное поведение взрослого, его систематическое неодобрительное отношение, может привести к формированию заниженной самооценки у ребенка, повышенной тревожности, неуверенности.