Психическое развитие ребенка по месяцам


Психическое развитие ребенка по месяцам

В течение первого года ребенок переживает быстрое не только физическое, но и психическое развитие. От того, как складывается его взаимодействие с миром, в первую очередь с матерью, зависит его дальнейшее психологическое благополучие.

Новорожденность (0-2 месяца)

Первый период в жизни ребенка – новорожденность – продолжается до двух месяцев. Главное содержание этого этапа – приспособление к внеутробному периоду жизни и начало самостоятельной работы всех систем организма. Поэтому большую часть данного времени ребенок погружен в себя и реагирует только на факторы, доставляющие ему дискомфорт, такие как голод, жажда, холод и т.д. Л.С. Выготский писал о недиффиренцированности психики новорожденного, где все эмоции, переживания, ощущения и впечатления слиты воедино.

Однако новорожденный уже обладает рядом безусловных рефлексов, назначение которых помочь ему приспособиться к окружающему миру. В число этих рефлексов входит:

  • Рефлексы, обеспечивающие работу организма (в том числе сосательный рефлекс);
  • Защитные рефлексы (зажмуривание и др.);
  • ориентиовочные (поворот головы в сторону света и др.);
  • хватательный рефлекс;
  • рефлекторное отталкивание ножками от руки взрослого в позе на животе и активное ползание (рефлекс Бауэра).

Эти и другие рефлексы в большинстве случаев угасают к концу первого года жизни. За первые два месяца происходит быстрое развитие слуха и зрения. К концу первого месяца ребенок начинает фиксировать свой взгляд на ярком предмете. Примерно в это же время ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из обстановки, развиваются первые формы общения (внимательно прислушивается к голосу, глазной контакт). В 4-5 недель появляется первая улыбка. Некоторые психологи считают это началом «индивидуальной психической жизни» новорожденного.

Замечание 1

Важнейшим новообразование периода новорожденности является «комплекс оживления». В 10-12 недель ребенок приветствует появление взрослого вскидыванием ручек, перебиранием ножками, радостными звуками (гукание, вскрики и др.). Проявление активности со стороны ребенка направлено на общение со взрослыми. В период новорожденности складывается особенная психоэмоциональная связь между матерью и ребенком, которая выражается в ощущении взаимности, разделенности эмоций с обоих сторон.

Младенчество: от 3 до 6 месяцев

Период младенчества длится с трех до двенадцати месяцев. Ведущей деятельностью данного периода является эмоциональное общение с другими людьми. Его отсутствие негативным образом сказывается на психическом развитии ребенка, ведет к сенсорной депривации или такому явлению, как госпитализм. Такие дети значительно отстают в развитии от своих сверстников, позже и меньше улыбаются, реакция на контакт слабая, инициативы в общении нет.

Физическое развитие во младенчестве сильно связано с психическим развитием. Своевременность физического развития свидетельствует в том числе о правильно идущем психическом развитии. В три месяца ребенок способен удерживать голову в положении лежа на животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого. Он способен крепко упираться ножками в твердую опору, когда взрослый держит его под мышками.

В четыре-пять месяцев ребенок активно поднимает голову в положении лежа, а также способен уверенно держать себя сидя или стоя при поддержке взрослого. В это время он научается переворачиваться на бок. В шесть месяцев ребенок садится и способен самостоятельно перевернуться с живота на спину.

Постепенно у ребенка развивается акт хватания, на его основе в период с 4 до 7 месяцев возникают первые манипулятивные действия с предметами: простое перемещение предметов, их ощупывание, двигание, извлечение звуков.

Развитие ребенка от 6 до 12 месяцев

Начиная со второго полугодия деятельность ребенка меняется, она начинает носить предметный характер, его также называют общением по поводу предметов. При этом общение со взрослым по поводу игрушек стимулирует ребенка к развитию, к расширению окружающего его мира. Так, показ погремушки и попытка взять игрушку толкает его сесть. Когда ребенок сел, перед ним открываются новые предметы, до которых можно дотянуться или доползти. Взрослый в этой деятельности выступает как партнер и помощник, детям мало простого присутствия взрослого, им необходимо активное его включение в процесс.

В возрасте 7-10 месяцев происходит дальнейшее развитие моторики у детей, начинаются первые ползания, а также возникают соотносимые действия: манипулирование с двумя предметами, их перекладывание и т.д. А в 10-14 месяцев развивается функциональный этап в движении: нанизывание, открывание, вкладывание, причем не только с теми предметами, на которых ему их учили, но и на новых. В 10-12 месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить.

С шести месяцев начинает появляться детский лепет – повторные слога, цепочки слогов в разных комбинациях. Ребенок активно прислушивается к взрослому и пытается повторить. К концу первого года ребенок произносит от 5-10 простых слов. При этом пассивная речь опережает в развитии активную – ребенок понимает большое количество словесных конструкций.

Период младенчества заканчивается для ребенка кризисом одного года. Увеличение способностей ребенка и его двигательные возможности таковы, что многие из опасных вещей становятся ему доступны. Это вызывает ограничение и запрет со стороны родителей. В ответ ребенок начинает показывать особые аффективные состояния, желая добиться своего. Это говорит о формировании «Я-желающего».

Замечание 2

Ребенок рождается самым беспомощным созданием. Однако в этом заключается глубокий смысл, заложенный природой – свобода в выборе направления развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :