В течение первого года ребенок переживает быстрое не только физическое, но и психическое развитие. От того, как складывается его взаимодействие с миром, в первую очередь с матерью, зависит его дальнейшее психологическое благополучие.
Первый период в жизни ребенка – новорожденность – продолжается до двух месяцев. Главное содержание этого этапа – приспособление к внеутробному периоду жизни и начало самостоятельной работы всех систем организма. Поэтому большую часть данного времени ребенок погружен в себя и реагирует только на факторы, доставляющие ему дискомфорт, такие как голод, жажда, холод и т.д. Л.С. Выготский писал о недиффиренцированности психики новорожденного, где все эмоции, переживания, ощущения и впечатления слиты воедино.
Однако новорожденный уже обладает рядом безусловных рефлексов, назначение которых помочь ему приспособиться к окружающему миру. В число этих рефлексов входит:
Эти и другие рефлексы в большинстве случаев угасают к концу первого года жизни. За первые два месяца происходит быстрое развитие слуха и зрения. К концу первого месяца ребенок начинает фиксировать свой взгляд на ярком предмете. Примерно в это же время ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из обстановки, развиваются первые формы общения (внимательно прислушивается к голосу, глазной контакт). В 4-5 недель появляется первая улыбка. Некоторые психологи считают это началом «индивидуальной психической жизни» новорожденного.
Важнейшим новообразование периода новорожденности является «комплекс оживления». В 10-12 недель ребенок приветствует появление взрослого вскидыванием ручек, перебиранием ножками, радостными звуками (гукание, вскрики и др.). Проявление активности со стороны ребенка направлено на общение со взрослыми. В период новорожденности складывается особенная психоэмоциональная связь между матерью и ребенком, которая выражается в ощущении взаимности, разделенности эмоций с обоих сторон.
Период младенчества длится с трех до двенадцати месяцев. Ведущей деятельностью данного периода является эмоциональное общение с другими людьми. Его отсутствие негативным образом сказывается на психическом развитии ребенка, ведет к сенсорной депривации или такому явлению, как госпитализм. Такие дети значительно отстают в развитии от своих сверстников, позже и меньше улыбаются, реакция на контакт слабая, инициативы в общении нет.
Физическое развитие во младенчестве сильно связано с психическим развитием. Своевременность физического развития свидетельствует в том числе о правильно идущем психическом развитии. В три месяца ребенок способен удерживать голову в положении лежа на животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого. Он способен крепко упираться ножками в твердую опору, когда взрослый держит его под мышками.
В четыре-пять месяцев ребенок активно поднимает голову в положении лежа, а также способен уверенно держать себя сидя или стоя при поддержке взрослого. В это время он научается переворачиваться на бок. В шесть месяцев ребенок садится и способен самостоятельно перевернуться с живота на спину.
Постепенно у ребенка развивается акт хватания, на его основе в период с 4 до 7 месяцев возникают первые манипулятивные действия с предметами: простое перемещение предметов, их ощупывание, двигание, извлечение звуков.
Начиная со второго полугодия деятельность ребенка меняется, она начинает носить предметный характер, его также называют общением по поводу предметов. При этом общение со взрослым по поводу игрушек стимулирует ребенка к развитию, к расширению окружающего его мира. Так, показ погремушки и попытка взять игрушку толкает его сесть. Когда ребенок сел, перед ним открываются новые предметы, до которых можно дотянуться или доползти. Взрослый в этой деятельности выступает как партнер и помощник, детям мало простого присутствия взрослого, им необходимо активное его включение в процесс.
В возрасте 7-10 месяцев происходит дальнейшее развитие моторики у детей, начинаются первые ползания, а также возникают соотносимые действия: манипулирование с двумя предметами, их перекладывание и т.д. А в 10-14 месяцев развивается функциональный этап в движении: нанизывание, открывание, вкладывание, причем не только с теми предметами, на которых ему их учили, но и на новых. В 10-12 месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить.
С шести месяцев начинает появляться детский лепет – повторные слога, цепочки слогов в разных комбинациях. Ребенок активно прислушивается к взрослому и пытается повторить. К концу первого года ребенок произносит от 5-10 простых слов. При этом пассивная речь опережает в развитии активную – ребенок понимает большое количество словесных конструкций.
Период младенчества заканчивается для ребенка кризисом одного года. Увеличение способностей ребенка и его двигательные возможности таковы, что многие из опасных вещей становятся ему доступны. Это вызывает ограничение и запрет со стороны родителей. В ответ ребенок начинает показывать особые аффективные состояния, желая добиться своего. Это говорит о формировании «Я-желающего».
Ребенок рождается самым беспомощным созданием. Однако в этом заключается глубокий смысл, заложенный природой – свобода в выборе направления развития.