Психическое развитие ребенка


Психическое развитие ребенка

Общее понятие психического развитие ребенка

Психическое развитие ребенка происходит на двух взаимосвязанных уровнях: это физиологический уровень развития центральной нервной системы, который обеспечивает деятельность психики, и собственно психическое развитие. Развитие мозга происходит через процессы морфогенеза и функциогенеза, которые заключаются в анатомическом созревании мозговых структур, в их дифференциации, а также в становлении и развитии выполняемых ими функций.

Достижение мозговыми структурами определенного уровня зрелости обеспечивает психическое развитие ребенка, формирование у него определенных психических новообразований, однако только физиологического развития ЦНС, детерминированного генетически, недостаточно для полноценного психического развития. Ребенок должен активно взаимодействовать с окружающей средой, а также находиться под направленным воспитательным воздействием взрослых, которые демонстрируют ребенку культурно-исторически обусловленные способы выделения и классификации объектов окружающей среды, взаимодействия с ними, выражения собственных потребностей и эмоционального состояния, коммуникации с другими людьми.

Накопление опыта – важнейшая и необходимая задача, которая обеспечивает, с одной стороны, тренировку уже существующих функций и процессов психики, а с другой стороны, подготавливает почву для появления психических новообразований, представляющих качественно более высокий уровень развития психических процессов.

В связи с этой особенностью развития психики необходимо отметить такую черту ее развития, как неравномерность. Ее сущность в том, что психическое развитие не одинаково в разные возрастные периоды, и имеет четко выделяемые этапы, перемежаемые кризисами психического развития.

Во время кризисов происходит переход количественных показателей психического развития в качественные, т.е. происходит появление новообразований. Вместе с этим в период кризиса проявляются процессы разрушения и инволюции, когда более ранние и простые формы психической деятельности угасают.

Важной характеристикой этапов психического развития является сензитивность.

Определение 1

Сензитивность – выборочная чувствительность психики к воздействию того или иного типа раздражителей.

Сензитивность обуславливает направление преимущественного развития психики на том или ином этапе, а также характер формирующихся новообразований.

Этапы психического развития ребенка

Согласно возрастной периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина выделяется четыре этапа развития психики ребенка до подросткового возраста.

  1. Младенчество (0-1 год). Ведущий вид деятельности, в рамках которого осуществляется наиболее интенсивное развитие психики и формирование новообразований, составляет эмоциональное общение ребенка с матерью. В качестве центральных новообразований, которые приобретает ребенок к концу первого года жизни, выступают ходьба и первое слово.
  2. Раннее детство (1-3 года). Ведущий вид деятельности – предметно-орудийная. Подражая деятельности взрослых по взаимодействию с бытовыми предметами, а также друг с другом, ребенок осваивает внешнюю структуру предметной деятельности, развивает моторику, навыки пространственного ориентирования, а также формирует наглядно-действенное мышление. Центральное новообразование – образ Я сам.
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущий вид деятельности – игра. В игре ребенок условно отображает профессиональную деятельность взрослых, формирует понятие о мотивах и цели действия, развивает эмоционально-волевую сферу, учится навыкам социального взаимодействия с другими людьми. Основные новообразования: переход всех психических процессов на произвольный уровень, развитие воображения.
  4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущий вид деятельности – учение. В процессе обучения в школе ребенок усваивает знания, умения, навыки об окружающем мире и о взаимодействии с объектами, содержащимися в нем. Время усиленного развития волевых, познавательных процессов, внимания как интегративного свойства психики, становление самооценки, эмоциональных комплектов. Основные новообразования: этические нормы, самооценка, мотивы, поведение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :