Психическое развитие, его этапы и формирование личности


Психическое развитие, его этапы и формирование личности

Формирование личности

Определение 1

Формирование личности – это процесс, который никогда не заканчивается, а постоянно продолжает развиваться на всем протяжении жизни.

Термин «личность», трактуется разными понятиями и не имеет одинаковых формулировок. Есть два кардинально разных профессиональных взглядов на явление и формирование человека, как личности:

  • первый взгляд – это влияние природы на создание человеческих данных, которые несут врожденный характер;
  • второй взгляд – это влияние со стороны среды, благодаря которой происходит развитие.

Формирование личности человека происходит на основе биологических данных, его обучения, приобретение жизненного опыта и реализации самого себя. Формирование начинается с рождения и на всем протяжении жизни. На формирование личности влияют два фактора, внутренний и внешний. Внутренний – это темперамент, который получает по генетической линии, а внешний – воспитание, окружающая реальность, социальный статус человека, время, в котором человек живет.

За формирование личности отвечают еще два фактора, биологический и социальный. Подробнее о каждом. Биологический уровень включает в себя: генетический материал – это то, что было получено от родителей (гены несут и содержат информацию материнского рода и отцовского рода); культура – это опыт социального плана тех поколений, которые никак не передаются с генами. Благодаря биологическому фактору, дети, растущие в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Самым главным для ребенка человеком, является мама, так как они между собой тесно связаны и данное соотношение влияет на формирование и развитие личности. Пока ребенок внутри утроба матери, он полностью зависит от нее.

Образ жизни матери, сильно влияет на развитие малыша, все ее эмоции, переживания, стрессы, нервозы, это очень отразиться на его психическом развитии, так как они связаны пуповиной, и этот факт не один, потому что взаимосвязь между матерью и малышом очень тесная.

Новорожденный малыш начинает свой путь к формированию жизни, уже с первых дней и проходит такие три этапа: впитывание информации окружающего мира, повтор действий и модель поведения кого-то, и накопление личного жизненного опыта. В утробе ребенок воспринимает только информацию, которую получает через гены и организм матери. Именно поэтому наследственность и образ жизни матери имеют прямое отношение к развитию плода.

Социальный уровень так же играет немаловажную роль в формировании личности, как и биологические. Формирование личности происходит поэтапно, причем они имеют схожесть у всех людей. Воспитание дают человеку в детстве, которое влияет на восприятие окружающей реальности.

Влияние на человека со стороны общества, нельзя недооценивать, так как общество, помогает создавать себя как личность разными манерами общения. Есть один термин, который указывает на соединение человека с обществом, это социализация.

Определение 2

Социализация – это вхождение в общество со своими определенными рамками.

Социализация личности, начинается на самом раннем этапе возраста, когда человек начинает осваивать нормы и порядки, различать роли людей, как бабушка, дедушка, сестра, мама, брат, папа. Самое главное для личности, это принять свою роль в обществе. Самые первые слова, это «я дочка», «я девочка», «я первоклассник», «я ребенок». Чем взрослее становится человек, ему нужно определиться кто он в этом мире, призвание, выбрать подходящий образ жизни.

Стартовая база для развития приостанавливает свое действие, когда личность перестает формировать свое отношение к реальности и понимает, кто он в ней.

Этапы психического развития личности

  • Младенчество (0 до 1 года) имеет два новообразования: период новорожденности (комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая имеет движения и звуки; стадия младенчества; связанность ребенка и взрослого; непосредственное общение; потребность в другом человеке; понимание слов; ходьба малыша); период появления первого слова.
  • Ранний возраст (от 1 до 3 лет): совместная деятельность с взрослым человеком; усвоение предметов; ребенок-предмет-взрослый; предметно-манипулятивная деятельность; восприятие; «Я сам»; гордость за свои достижения.
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) тенденции к самостоятельным действиям; выход ребенка за пределы семьи и установление общения с окружающим миром; сюжетно-ролевая игра. Психологические новообразования: возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения; первичные этические инстанции; соподчинение мотивов; произвольное поведение; личное сознание.
  • Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) возникает кризис 7 – ми лет. Симптоматика кризиса: потеря непосредственности; манерничанье; симптом «горькой конфеты». Обобщаются переживания; учебная деятельность. Психологические новообразования: произвольность и осознание всех психических процессов и их интеллектуализация; осознание о своих личных изменениях.
  • Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) мотивационный кризис и его симптоматика: отрицательное отношение к школе и к посещениям занятий; нет желания выполнять домашнее задание; конфликты с преподавателями.
  • Ранняя юность (от 15 до 17 лет) имеет отличия неравномерности развития межиндивидуальных и внутрииндивидуальных уровней.
Замечание 1

Неопределенные действия и предъявление к ним определенных требований очень сильно ломаются стереотипы данного периода. Критические события: получение паспорта, наступает уголовная ответственность, уже есть право на выбор, возможность вступить в брак с письменного разрешения родителей. На данном возрастном этапе речь должна заходить о проектировании своей жизни и выбранного пути, т.е. выбор должен сделать сам подросток и выявить свое «Я». 16-17 лет, это тот период, когда возникает новообразование «самоопределение». В этом возрасте уже нужно думать, куда пойти учиться и на кого, поставить цели и достичь их любым путем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :