Формирование личности – это процесс, который никогда не заканчивается, а постоянно продолжает развиваться на всем протяжении жизни.
Термин «личность», трактуется разными понятиями и не имеет одинаковых формулировок. Есть два кардинально разных профессиональных взглядов на явление и формирование человека, как личности:
Формирование личности человека происходит на основе биологических данных, его обучения, приобретение жизненного опыта и реализации самого себя. Формирование начинается с рождения и на всем протяжении жизни. На формирование личности влияют два фактора, внутренний и внешний. Внутренний – это темперамент, который получает по генетической линии, а внешний – воспитание, окружающая реальность, социальный статус человека, время, в котором человек живет.
За формирование личности отвечают еще два фактора, биологический и социальный. Подробнее о каждом. Биологический уровень включает в себя: генетический материал – это то, что было получено от родителей (гены несут и содержат информацию материнского рода и отцовского рода); культура – это опыт социального плана тех поколений, которые никак не передаются с генами. Благодаря биологическому фактору, дети, растущие в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Самым главным для ребенка человеком, является мама, так как они между собой тесно связаны и данное соотношение влияет на формирование и развитие личности. Пока ребенок внутри утроба матери, он полностью зависит от нее.
Образ жизни матери, сильно влияет на развитие малыша, все ее эмоции, переживания, стрессы, нервозы, это очень отразиться на его психическом развитии, так как они связаны пуповиной, и этот факт не один, потому что взаимосвязь между матерью и малышом очень тесная.
Новорожденный малыш начинает свой путь к формированию жизни, уже с первых дней и проходит такие три этапа: впитывание информации окружающего мира, повтор действий и модель поведения кого-то, и накопление личного жизненного опыта. В утробе ребенок воспринимает только информацию, которую получает через гены и организм матери. Именно поэтому наследственность и образ жизни матери имеют прямое отношение к развитию плода.
Социальный уровень так же играет немаловажную роль в формировании личности, как и биологические. Формирование личности происходит поэтапно, причем они имеют схожесть у всех людей. Воспитание дают человеку в детстве, которое влияет на восприятие окружающей реальности.
Влияние на человека со стороны общества, нельзя недооценивать, так как общество, помогает создавать себя как личность разными манерами общения. Есть один термин, который указывает на соединение человека с обществом, это социализация.
Социализация – это вхождение в общество со своими определенными рамками.
Социализация личности, начинается на самом раннем этапе возраста, когда человек начинает осваивать нормы и порядки, различать роли людей, как бабушка, дедушка, сестра, мама, брат, папа. Самое главное для личности, это принять свою роль в обществе. Самые первые слова, это «я дочка», «я девочка», «я первоклассник», «я ребенок». Чем взрослее становится человек, ему нужно определиться кто он в этом мире, призвание, выбрать подходящий образ жизни.
Стартовая база для развития приостанавливает свое действие, когда личность перестает формировать свое отношение к реальности и понимает, кто он в ней.
Неопределенные действия и предъявление к ним определенных требований очень сильно ломаются стереотипы данного периода. Критические события: получение паспорта, наступает уголовная ответственность, уже есть право на выбор, возможность вступить в брак с письменного разрешения родителей. На данном возрастном этапе речь должна заходить о проектировании своей жизни и выбранного пути, т.е. выбор должен сделать сам подросток и выявить свое «Я». 16-17 лет, это тот период, когда возникает новообразование «самоопределение». В этом возрасте уже нужно думать, куда пойти учиться и на кого, поставить цели и достичь их любым путем.