Психическое развитие детей с нарушением слуха


Психическое развитие детей с нарушением слуха

Необходимо отметить, что нарушение слуха у детей очень сильно может повлиять на течение развития психики. Все это из-за того, что посредством слуха ребенок начинает воспроизводить речь. В то же время, речь имеет большое значение в развитии ребенка. Для него это основное средство общения, средство передачи опыта, информации, а также средство мышления.

Именно поэтому сильные нарушения слуха негативно воздействуют на путь психического развития ребенка. Нарушения слуха различают:

  • приобретенные,
  • врожденные.

Исследование нарушения слуха чаще всего бывает затруднено, т.к. в основном проходит по информации родителей. Часто бывает, что ребенок родился с нарушением слуха, а замечают это намного позже.

По научным теориям на появление нарушений слуха у детей в 90% случаях влияет генетическая предрасположенность. Существует так называемый – ген глухоты. Данный дефект сильно понижает способности ребенка принимать свою собственную речь и понимать других людей. Такому ребенку сложно научиться говорить, приспособиться к адекватной жизни.

Группы детей с нарушением слуха

  • К первой группе относятся – слабослышащие дети. Слуховая способность снижена, но существует вероятность к развитию речи самостоятельно. Слуховой анализатор изменен не полностью. Для полноценного развития основное значение здесь имеет речевое состояние ребенка. Даже не смотря на то, в какой степени выражено нарушение.

  • Ко второй группе относятся – глухие дети. Здесь нарушение слуха будет врожденным или полученным в раннем возрасте. Данная степень нарушения довольно часто является фактором развития задержки психического развития понижения интеллекта. В этой группе ребенку очень сложно научиться говорить. Он не воспринимает речь других людей и не слышит свою.

Замечание 1

Глубоким, стойким нарушением слуховой способности является наличие дефекта, увеличивающегося в течение времени. При наличии такого дефекта меры, которые применяют для адаптации и лечения, будут безрезультатны.

Развитие психики ребенка с нарушением слуха

  1. При частичном нарушении слуховой способности у ребенка деятельность психики значительно упрощается. На это оказывают влияние: сложности в общении с окружающими людьми, а также со сверстниками, плохо усваивается общественный опыт. У таких детей довольно часто происходит появление отрицательных черт в характере. Появляется агрессивность, замкнутость. Хотя, по мнению исследователей, если будет вовремя оказана коррекционная помощь, то от таких последствий можно избавиться. Коррекция направлена на развитие взаимодействия с окружающими, преодоление сложностей в сенсорной сфере, привлечение такого ребенка к общественной деятельности.
  2. При полной потере слуховой способности у ребенка психическое развитие зависит от того, была ли глухота врожденной или приобретенной. Если глухота приобретенная, то в каком возрасте нарушение проявилось.
Пример 1

Например, если нарушение врожденное, или способность потеряна в раннем возрасте, это проявляется в отсутствии речи, или ее большого недоразвития. Также у такого ребенка появляется задержка ориентации в пространстве и прямостоянии, что является недостаточностью вестибулярного аппарата. Если же нарушение сформировалось у ребенка старше 3х лет, то речевые фразы к этому времени уже успевают оформиться, незначительно выражены дефекты словарного запаса, грамматического строя. Не очень заметно недоразвитие вестибулярного аппарата.

Замечание 2

Также исследователями отмечается тот факт, что у детей с полным нарушением слуха происходит торможение в формировании обобщений перцепции и предметных образов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :