Юношеский возраст начинается с периода старшего школьного возраста.
Опираясь на обобщённое мнение отечественных и зарубежных авторов, обозначим границы периода юности, в рамках от 15 до 19 лет (Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон).
В юношеском возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что старший школьник стоит на пороге вступлении в самостоятельную жизнь.
Основными новообразованиями юношеского возраста являются:
В центре психологического развития стоит профессиональное самоопределение. Очень часто отношения к обучению становится более прагматичным.
Если в юношеском возрасте предоставляется возможность получения более качественной подготовки к будущей профессии, несмотря на определённые позитивные характеристики школы, где юноша обучался ранее, он вероятно сменит её на другую, предоставляющую возможности профессиональной подготовки.
В юношеском возрасте становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, друзей, - это порождает потребность сотрудничать с людьми, укрепляются социальные связи и появляется чувство интимности в общении с некоторыми людьми.
Ранняя юность – это период установления независимости в самых различных сферах:
Это период поиска смысла жизни и предстоящего стиля и образа жизни, ощущения одиночества. Одиночество часто сопровождает юных именно в силу поиска стабильного микросоциума, потребности в личностных выборах и выборе профессии.
Относительно подросткового возраста, юношеский характеризуется развитием и более высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, в это время отмечается гиперчувствительность к оценкам своей внешности, способностей и умений; в то же время, появляется критичность в отношении к окружающим.
В юношеском возрасте проявляется некая парадоксальность и амбивалентность психологических проявлений:
Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность.
Постоянной и устойчивой становится связь познавательных и учебных интересов появляется избирательность к учебным предметам и решению общих познавательных задач, мировоззренческого и морального уровня.
Отношение к отметке меняется – она перестает иметь значимость, как раньше. Теперь значимыми становятся сами знания, обеспечивающие будущее. Формируется первый вариант индивидуального стиля учебной работы.
Учебная деятельность в раннем юношеском возрасте определяется сочетанием различных мотивов: от экзистенциальных, личностно значимых (сделать мир лучше) до связанных с предметным благополучием (получить определённую профессию, чтобы обеспечить себя материально).
Оптимальный вариант взаимодействия с педагогом в юности – отношения учителя и ученика, основанные на уважении друг к другу. Это является наиболее конструктивным для обоих участников учебного общения, т.к. юноша ищет во взрослом наставника и старшего друга.
Активно развивается абстрактно-логическое мышление, возникает потребность в познании и обсуждении тем и вещей абстрактных, в которых нет достаточного опыта и знаний.
Направленность мышления – философская, что обусловлено развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями. Увеличивается объем внимания и способности сохранять его интенсивность, переключаемость с одного предмета на другой. Внимание становится более избирательным. Развиваются творческие способности, появляется способность не просто усваивать информацию, но и создавать что-то новое.
Центральный психологический процесс в юности – обретение самосознания, формирование личной идентичности. Главное приобретение ранней юности – определение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир воспринимается в преломлении через своё понимание мира, развивается потребность к самоанализу, систематизации и обобщении знаний о себе. Актуальным становится вопрос самовоспитания. Требования к себе становятся более устойчивыми.
Юноша испытывает острую потребность в общении. Круг социальных интересов расширяется, появляется необходимость в новом опыте, защищенности, комфортности в общении, в принятии и признании.
В этом возрасте ценным и актуальным становится такое явление как дружба, главной функцией которой является поддержание самоуважение личности. Кроме того, дружба используется как форма психотерапии, как эмоциональная поддержка.
Для взаимоотношений со взрослыми период юности достаточно сложный, юноша стремится к общению со взрослыми, с родителями и значимыми взрослыми, но темы, вокруг которых реализуется общение ограничены, это:
Общение со взрослыми ценится лишь в том случае, если имеет доверительную форму. Отсутствие гармоничных отношений, непринятие является одной из причин юношеской тревожности.