Отклонения в психическом развитии ребенка определяются сочетанием биологических (эндогенных) и внешне средовых (экзогенных) факторов. Последние можно также определить как социальные причины. Сочетание этих факторов проявляет себя как аномальный фон развития ребенка.
Среди биологических факторов большое влияние имеет внутриутробное развитие плода. А именно заболевания матери, перенесенные в период беременности, такие как вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, а также систематическое курение и употребление алкогольных и наркотических веществ. В качестве фактора воздействия можно выделить перенесение матерью тяжелого физиологического или психоэмоционального стресса, недо- и переедания, особо тяжелое протекание токсикоза.
Мощным патогенным фактором, влекущим за собой тяжелые последствия для здоровья ребенка, могут стать наследственные заболевания, несовместимость по резус-фактору матери и ребенка, прием лекарственных препаратов, а также родовые травмы и асфиксия. Тяжелыми последствиями обладают перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные заболевания, такие как менингит или энцефалит, травмы и сотрясения головного мозга, длительные голодания, отравления токсическими веществами.
Не меньшее значение в сравнении с биологическими имеют социальные факторы детерминации психического развития. Даже у физически здорового ребенка, попавшего в неблагоприятную социальную среду, могут возникнуть отклонения в психологическом развитии.
Одним из тяжелейших проявлений неблагоприятной социальной среды выступает депривация.
Депривация – это невозможность реализации базовых психических потребностей человека в течение длительного периода времени.
Депривация подразделяется наследующие виды:
Случаи эмоциональной депривации часто встречаются у детей, воспитывающихся в детских домах, в неблагополучных семьях. Последствием эмоциональной депривации может стать неразвитость и недифференцированность собственной эмоциональной сферы ребенка, отсутствие у него способности к эмпатии и сопереживанию, а также формирование враждебного образа мира, повышенной тревожности, заниженной самооценки.
К другим неблагоприятным факторам социальной среды можно отнести педагогическую запущенность, неполноту семьи, асоциальное поведение родителей, конфликты в семье и алкоголизм, нарушения речи окружающих, ограничение речевых контактов.
Несмотря на широкую изученность биологических причин возникновения отклонений психического развития, нельзя говорить о наличии четкого соответствия между воздействующим фактором и конкретным типом дизонтогенеза. В практике известны случаи, когда один и тот же фактор вызывал различные отклонения психического развития, а также, когда разные биологические воздействия приводили к возникновению одного и того же нарушения.
В настоящее время в науке доминирует представление о том, что важен не сам воздействующий фактор как таковой, а комбинация переменных, задающих условия этого воздействия.
Среди данных переменных можно выделить:
Следует отметить, что воздействие биологических факторов в большинстве случаев не приводит к возникновению отклонений психического развития как таковых. Результатом их воздействия становится дисфункция тех или иных органов и тканей, на основании которой в дальнейшем может возникнуть отклонение в психическом развитии. Будут ли реализованы дисфункции, детерминированные биологическими факторами, или, напротив, скомпенсированы, зависит от социальной среды индивида. При благоприятных условиях среды, таких как внимание и забота родителей, речевая стимуляция и т.д., когда создаются условия для развития ребенка, возможна компенсация последствий даже достаточно тяжелых биологических факторов.