Причины отклонений в психическом развитии ребенка


Причины отклонений в психическом развитии ребенка

Отклонения в психическом развитии ребенка определяются сочетанием биологических (эндогенных) и внешне средовых (экзогенных) факторов. Последние можно также определить как социальные причины. Сочетание этих факторов проявляет себя как аномальный фон развития ребенка.

Биологические причины отклонений

Среди биологических факторов большое влияние имеет внутриутробное развитие плода. А именно заболевания матери, перенесенные в период беременности, такие как вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, а также систематическое курение и употребление алкогольных и наркотических веществ. В качестве фактора воздействия можно выделить перенесение матерью тяжелого физиологического или психоэмоционального стресса, недо- и переедания, особо тяжелое протекание токсикоза.

Мощным патогенным фактором, влекущим за собой тяжелые последствия для здоровья ребенка, могут стать наследственные заболевания, несовместимость по резус-фактору матери и ребенка, прием лекарственных препаратов, а также родовые травмы и асфиксия. Тяжелыми последствиями обладают перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные заболевания, такие как менингит или энцефалит, травмы и сотрясения головного мозга, длительные голодания, отравления токсическими веществами.

Социальные факторы отклонений

Не меньшее значение в сравнении с биологическими имеют социальные факторы детерминации психического развития. Даже у физически здорового ребенка, попавшего в неблагоприятную социальную среду, могут возникнуть отклонения в психологическом развитии.

Одним из тяжелейших проявлений неблагоприятной социальной среды выступает депривация.

Определение 1

Депривация – это невозможность реализации базовых психических потребностей человека в течение длительного периода времени.

Депривация подразделяется наследующие виды:

  • эмоциональную, когда ребенок не ощущает материнской теплоты и заботы,
  • сенсорную, когда ограничен доступ к новой информации и впечатлениям,
  • социальную, когда отсутствует возможность самостоятельного усвоения ребенком социальных ролей и норм, правил; при ограничении контактов ребенка с другими людьми, а также сверстниками,
  • когнитивную, в случаях перегруженности внешнего мира хаотичными неупорядочными событиями, между которыми сложно установить четкие причинно-следственные связи.
Замечание 1

Случаи эмоциональной депривации часто встречаются у детей, воспитывающихся в детских домах, в неблагополучных семьях. Последствием эмоциональной депривации может стать неразвитость и недифференцированность собственной эмоциональной сферы ребенка, отсутствие у него способности к эмпатии и сопереживанию, а также формирование враждебного образа мира, повышенной тревожности, заниженной самооценки.

К другим неблагоприятным факторам социальной среды можно отнести педагогическую запущенность, неполноту семьи, асоциальное поведение родителей, конфликты в семье и алкоголизм, нарушения речи окружающих, ограничение речевых контактов.

Сочетание факторов как условие возникновения отклонения

Несмотря на широкую изученность биологических причин возникновения отклонений психического развития, нельзя говорить о наличии четкого соответствия между воздействующим фактором и конкретным типом дизонтогенеза. В практике известны случаи, когда один и тот же фактор вызывал различные отклонения психического развития, а также, когда разные биологические воздействия приводили к возникновению одного и того же нарушения.

В настоящее время в науке доминирует представление о том, что важен не сам воздействующий фактор как таковой, а комбинация переменных, задающих условия этого воздействия.

Среди данных переменных можно выделить:

  1. интенсивность - сила воздействия патогенного фактора, которая может серьезно варьироваться.
  2. частота воздействия фактора;
  3. экспозиция – длительность воздействия неблагоприятного фактора;
  4. локализация – точка воздействия, конкретный орган или ткани организма;
  5. своевременное оказание медицинской и психологической помощи.
Замечание 2

Следует отметить, что воздействие биологических факторов в большинстве случаев не приводит к возникновению отклонений психического развития как таковых. Результатом их воздействия становится дисфункция тех или иных органов и тканей, на основании которой в дальнейшем может возникнуть отклонение в психическом развитии. Будут ли реализованы дисфункции, детерминированные биологическими факторами, или, напротив, скомпенсированы, зависит от социальной среды индивида. При благоприятных условиях среды, таких как внимание и забота родителей, речевая стимуляция и т.д., когда создаются условия для развития ребенка, возможна компенсация последствий даже достаточно тяжелых биологических факторов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :