Изначально, проблема задержки развития является областью исследований в области здоровья и патологии. Задержка психического развития проявляет себя как снижение уровня созревания психических, моторных функций, неустойчивости эмоциональной сферы и инфантильности (незрелости) личности. Снижение развития когнитивных процессов: внимания, мышления, речи.
Чаще всего симптомы задержки развития замечают в подготовительной группе или же в начальной школе, когда ребенок отстает от сверстников, с большой сложностью справляется с образовательным процессом или вовсе не имеет возможности справиться. Диагностика ранее этих периодов может быть осуществлена, но в силу множества социальных факторов эту проблему часто оставляют без внимания, так как ссылаются на то, что расторможенность и неусидчивость “норма” для детей.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Задержка психического развития может возникнуть как вследствие биологических, так и социальных факторов.
В данном случае задержка психического развития будет обусловлена тем, что не были развиты те или иные функции вследствие нарушений нервной системы или как реакция на болезнь, патологическая адаптация организма к среде. Задержка в развитии некоторых отделов головного мозга влечет за собой ряд патологических следствий. Недоразвитие одного, как правило, приводит к системным нарушениям всей деятельности. Например, недоразвитие речи влечет за собой как задержку развития мышления, так и нарушения в социальных отношениях.
У таких детей, в первую очередь, проявляются нарушения внимания и саморегуляции. Наблюдается низкий уровень общей осведомленности. Они отличаются беспомощностью, безынициативностью, бездеятельностью.
Дети, относящиеся к этой группе не имеют физических нарушений. Нарушения связаны с социально-психологическими факторами. Как следствие, в первую очередь, как правило, страдает эмоционально-волевая сфера: при однообразии социального окружения или эмоциональной депривации. В данном случае социальная обстановка является травмирующей для ребенка. Такие дети долгое время остаются инфантильными, тревожными и несамостоятельными. Сложно отличают плохое и хорошее, важное и второстепенное, плохо предсказывают поведение и сопереживают другим людям. Их поведение агрессивно или же наоборот - полностью покорно.