Понятие психического развития
Определение 1
Психическое развитие представляет собой процесс накопления количественных и качественных изменений в психической деятельности индивида в процессе его жизнедеятельности, приводящее к формированию и развитию личности.
Процесс психического развития тесно связан с процессом созревания анатомических структур мозга и становления его функциональности (морфогенез и функциогенез). При этом морфогенез подготавливает площадку для появления психических новообразований, формирование и развитие которых делает возможным дальнейший функциогенез нервной системы.
Психическое развитие – процесс непрерывный и неравномерный. В нем можно выделить этапы роста, спада, кризисные периоды во время появления коренных преобразований, периоды сензитивности к определенным типам внешних воздействий. Большинство современных ученых разделяет мнение о том, что в процессе психического развития следует выделять определенные стадии, в рамках которых решаются специфические задачи по развитию тех или иных психических процессов, свойств, качеств личности.
Базовые принципы психического развития
В научной литературе выделяют четыре основных принципа психического развития:
- Принцип устойчивого динамического неравновесия. Появление данного принципа связывают с принципом устойчивого неравновесия живых систем, сформированного в 1935 году Бауэром, который гласит, что неравновесное состояние означает работоспособность живой системы. Данный принцип был впоследствии развит многими психологами, например, Д. Узнадзе и Б.Г. Ананьевым, в рамках своих теоретических концепций. Его сущность заключается в том, что неравновесие является источником развития психики. Таким образом, ситуация несоответствия возможностей и потребностей, перетекая из одной сферы психической деятельности в другую, обеспечивает устойчивое целостное поступательное развитие психики.
- Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению или наследственности/ изменчивости. Данный принцип выступает как условие развития психической деятельности. Тенденция к сохранению проявляется через передачу полученных в ходе индивидуального развития признаков и новообразований от поколения к поколению путем наследственности. А тенденция к изменению – в появлении новых признаков и свойств психической деятельности в процессе индивидуального развития.
- Принцип цельности. Под цельностью понимается интегральная функциональная характеристика психики как единого процесса адаптации индивида к окружающему миру. Принцип цельности обеспечивает общее поступательное движение вперед всей психики в целом, а не отдельных ее процессов. Реализация принципа цельности достигается благодаря процессам повторяемости, которые представляют собой влияние центральной характеристики психики во всех психических процессах, а также через соподчиненность, соразмерность и урановешенность.
- Принцип дифференциации и интеграции. Принцип описывает две противоположные тенденции в развитии психики. Тенденция к дифференциации заключается в выделении психических новообразований и их специализации в процессе онтогенеза. Тенденция к интеграции обеспечивает установление взаимосвязей между разносторонними психическими процессами для эффективного решения адаптационных задач. С точки зрения Н.И. Чуприковой данный принцип представляет собой наиболее существенный критерий высоты или степени организации системы, т.е. об уровни развитости психики судят по количеству входящих в нее разнородных психических процессов и числу связей между ними.