Признаки психического развития


Признаки психического развития

Развитие психики в детские годы является важнейшим этапом в формировании и становлении личности, поэтому находится под пристальным вниманием психологов и педагогов. Одной из важнейших задач, стоящих перед ними, является определение нормы или аномалии психического развития.

Понятие нормы психического развития

Под психическим развитием понимают накопление количественных и качественных изменений в организации психической жизни индивида, влекущие за собой формирование личностных качеств и свойств.

Существует два подхода к определению нормы. Статистическая норма определяется исходя из соответствия показателей психического развития индивида средним качественно-количественным показателям, выявленным в процессе широкого обследования в соответствующей возрастной группе. Если показатели индивида укладываются в рамки средних показателей выборки, мы можем говорить о норме психического развития, в другом случае – об аномалии. Главный недостаток этого подхода заключается в игнорировании индивидуально-психологических особенностей личности и ее жизненного пути.

Второй подход состоит в определении функциональной нормы. В противовес статистической норме, она сконцентрирована на учете индивидуально-психологических особенностей личности и ее развития. Нормальным развитие ребенка в данной концепции можно считать в том случае, когда на протяжении длительного времени он без явных внешних или внутриличностных конфликтов эффективно участвует в реализации ведущего вида деятельности и получает от нее удовлетворение, а также отвечает социальным потребностям общества. Понятие функциональной нормы используется в практической работе как отправная точка для составления индивидуальной психокоррекционной программы. Основная проблема данного подхода заключается в тенденции списывать возможные аномалии в развитии ребенка на вариации развития нормы.

Таким образом, мы можем охарактеризовать психическое развитие ребенка как соответствующее норме при наличии трех признаков:

  • уровень развития ребенка соответствует уровню развития большинства детей в его возрасте;
  • ребенок развивается в соответствии с его индивидуально-психологической направленностью, эффективно функционируя на данном возрастном этапе и стремясь к всестороннему психическому развитию;
  • ребенок развивается согласно требованиям социального большинства, включающим одобряемые формы поведения, а также дальнейшую линию его социального и творческого развития.

Признаки аномального развития

Замечание 1

Выявление отклонений в развитии ребенка является одной из важнейших задач возрастной, специальной психологии, а также педагогических дисциплин. Своевременное выявление позволит вовремя скорректировать нарушенное психическое развитие, вернуть его в норму или качественно скомпенсировать за счет развития других свойств.

Для определения аномальности развития отталкиваются от следующих признаков:

  • явления регресса;
  • ретардация;
  • асинхрония;
  • дизонтогенез.

Явления регресса заключаются в возврате психических функций на более ранний уровень их функционирования под воздействием патогенного фактора. Регрессу могут подвергаться как новообразования, возникшие в рамках того или иного сензитивного периода, так и уже устоявшиеся функции. Например, развитие аутизма приводит к регрессу речевой деятельности ребенка на уровень автономной речи (эгоистической). Регресс может быть временным и устойчивым. Временный регресс, как правило, появляется во время перенесения тяжелых заболеваний или других сильных факторов временного характера. Затем регрессировавшие функции возвращаются в норму, однако это может привезти к запаздывающему психическому развитию в онтогенезе.

Ретардация – остановка или запаздывание психического развития, например, ЗПР.

Асинхрония проявляется через ускоренное развитие одних функций при явном запаздывании других психических функций.

Под дизонтогенезом понимают отклонение в психическом развитии, причиной которых является воздействие патогенных факторов в перинатальный период или в период новорожденности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :