Развитие психики в детские годы является важнейшим этапом в формировании и становлении личности, поэтому находится под пристальным вниманием психологов и педагогов. Одной из важнейших задач, стоящих перед ними, является определение нормы или аномалии психического развития.
Под психическим развитием понимают накопление количественных и качественных изменений в организации психической жизни индивида, влекущие за собой формирование личностных качеств и свойств.
Существует два подхода к определению нормы. Статистическая норма определяется исходя из соответствия показателей психического развития индивида средним качественно-количественным показателям, выявленным в процессе широкого обследования в соответствующей возрастной группе. Если показатели индивида укладываются в рамки средних показателей выборки, мы можем говорить о норме психического развития, в другом случае – об аномалии. Главный недостаток этого подхода заключается в игнорировании индивидуально-психологических особенностей личности и ее жизненного пути.
Второй подход состоит в определении функциональной нормы. В противовес статистической норме, она сконцентрирована на учете индивидуально-психологических особенностей личности и ее развития. Нормальным развитие ребенка в данной концепции можно считать в том случае, когда на протяжении длительного времени он без явных внешних или внутриличностных конфликтов эффективно участвует в реализации ведущего вида деятельности и получает от нее удовлетворение, а также отвечает социальным потребностям общества. Понятие функциональной нормы используется в практической работе как отправная точка для составления индивидуальной психокоррекционной программы. Основная проблема данного подхода заключается в тенденции списывать возможные аномалии в развитии ребенка на вариации развития нормы.
Таким образом, мы можем охарактеризовать психическое развитие ребенка как соответствующее норме при наличии трех признаков:
Выявление отклонений в развитии ребенка является одной из важнейших задач возрастной, специальной психологии, а также педагогических дисциплин. Своевременное выявление позволит вовремя скорректировать нарушенное психическое развитие, вернуть его в норму или качественно скомпенсировать за счет развития других свойств.
Для определения аномальности развития отталкиваются от следующих признаков:
Явления регресса заключаются в возврате психических функций на более ранний уровень их функционирования под воздействием патогенного фактора. Регрессу могут подвергаться как новообразования, возникшие в рамках того или иного сензитивного периода, так и уже устоявшиеся функции. Например, развитие аутизма приводит к регрессу речевой деятельности ребенка на уровень автономной речи (эгоистической). Регресс может быть временным и устойчивым. Временный регресс, как правило, появляется во время перенесения тяжелых заболеваний или других сильных факторов временного характера. Затем регрессировавшие функции возвращаются в норму, однако это может привезти к запаздывающему психическому развитию в онтогенезе.
Ретардация – остановка или запаздывание психического развития, например, ЗПР.
Асинхрония проявляется через ускоренное развитие одних функций при явном запаздывании других психических функций.
Под дизонтогенезом понимают отклонение в психическом развитии, причиной которых является воздействие патогенных факторов в перинатальный период или в период новорожденности.