Понятие кризиса психического развития


Понятие кризиса психического развития

Сущность психологического кризиса

Кризисные периоды являются неотъемлемой частью любого процесса развития, будь то развитие экономики, науки или человеческой психики. Во время кризиса реализуются количественные изменения, а также разрешаются противоречия, накопленные за период поступательного развития. В случае успешного преодоления кризис обеспечивает переход развивающегося объекта на качественно новый уровень.

Определение 1

Кризис развития – это время возникновения противоречия между новыми потребностями личности, возникшими на основе качественных психических новообразований, и ограниченными возможностями, при которых удовлетворение этих потребностей невозможно.

Л.С. Выготский выделил следующие характеристики кризиса психического развития:

  • наличие резких изменений за короткий период времени;
  • неотчетливость границ кризиса, расплывчатость его временных рамок;
  • конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка;
  • наличие нарушений в развитии, в период кризиса доминируют процессы отмирания психических функций, возникших ранее в онтогенезе, и замена их новообразованиями.

Возрастная периодизация кризисов развития

Кризис новорожденного. В основе кризиса лежит отделение ребенка от материнского организма и появление новых потребностей (питание, дыхание и т.д.), к реализации которых организм приспосабливается в течение первых недель жизни. У ребенка присутствует ярко выраженная потребность во взрослом при минимальных возможностях установления коммуникативной связи.

Кризис 1 года жизни или кризис прямохождения. Ребенок начинает самостоятельно ходить, в результате чего значительно расширяется круг объектов, с которыми он может взаимодействовать. Однако ребенок не обладает навыками взаимодействия с потенциально опасными объектами, что приводит к ограничению доступа со стороны взрослых.

Кризис 3-х лет или кризис самосознания. В качестве психического новообразования выступает самосознание. Ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, отстаивать свое право на существование через самостоятельное осуществление действий, принятие решений, отстаивание мнений. Малый жизненный опыт и ограниченность его знаний об окружающем мире часто приводят к принятию ошибочных решений.

Кризис 7 лет. Социальная реальность ребенка значительно изменяется. Он становится объектом оценки учителей, которые выносят свои суждения на основании результатов его учебной деятельности. Похвала или порицание приводят к формированию эмоциональных комплексов, переживании, которые выступают основой для самооценки ребенка. У ребенка появляется потребность повышения самооценки и получения одобрения от окружающих, однако он не способен критически относится к себе и своим эмоциональным переживаниям.

Кризис 13 лет. Появляется чувство взрослости, подросток ищет самостоятельности, независимости. Он видит новые возможности для себя, однако все еще не может управлять своим поведением и нуждается в принятии и опеке родителей.

Кризис 17 лет. Ответственный этап в жизни личности. На нее возлагается ответственность за самоопределение, выбор дальнейшего профессионального пути. У личности есть множество вариантов самореализации, однако не хватает опыта для выбора одного из них.

Кризис 21-23 лет. Окончательное отделение личности от родительской семьи, становление полноценной независимости, принятие ответственности за свою жизнь и самореализацию. Личность испытывает тревогу, чувствует себя некомфортно, не может компетентно применять имеющиеся знания. Большие амбиции и энергичность наталкиваются на скептическое отношение старших поколений, что ведет к появлению проблемы адекватности оценки эффективности молодого специалиста. Кризис может сочетаться с конфликтом поколений, а также с семейными и личностными проблемами (создание семьи, рождение ребенка).

Кризис 30 лет. Временной период первоначального подведения жизненных итогов и переосмысления целей и достижений личности. Крайнее неудовлетворение своей жизнью, возможна резкая смена сферы деятельности.

Кризис 40 лет. Появление первых физиологических признаков старения (морщины, седина, облысение). Формируется реалистичная самооценка, основанная на реальных достижениях и социальном статусе личности. Болезненное переживание скрытых стрессов, таких как потеря родителей. Приходит осознание того, что достижение высокого социального статуса не означает счастья в жизни.

Кризис 50 лет. Дальнейшие физиологические изменения, такие как обострение хронических заболеваний, потеря мышечной силы, снижение физической активности становятся толчком для философского переосмысления жизни.

Кризис выхода на пенсию. Кризис вызван социальными изменениями в жизни человека. Выход на пенсию сопряжен не только с ухудшением материального положения, но и потерей личностью ведущего занятия. Появляется огромное количество свободного времени, которое человек не знает, чем наполнить. Возникает ощущение пустоты, социальной брошенности, отчетливо формируется страх смерти.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :