Дефект психического развития – это грубый психологический или физиологический недостаток, возникший в рамках индивидуального онтогенеза и приводящий к нарушению нормального психического развития.
У дефекта психического развития можно выделить две стороны: положительную и отрицательную. Сущность отрицательной стороны заключается в нарушении работы отдельных психических или соматических функций и систем. Положительная сторона заключается в интенсификации развития сохранных функций и систем, носящей компенсаторный характер.
В психическом развитии ребенка, имеющего дефекты, можно наблюдать интенсивную компенсаторную деятельность, направленную на устранение негативных последствий имеющихся нарушений, прежде всего за счет усиления и опережающего развития психических новообразований по сравнению со сверстниками. В целом в развитии такого ребенка преобладает установка на сверхкомпенсацию, которая выражается через превращение недостатка в преимущество.
Например, у слепых и слабовидящих развивается исключительная кожная чувствительность, благодаря которой они могут различать теплые и холодные цвета, передвижение предметов в окружающем пространстве по колебаниям поверхности и движению воздуха. Данный феномен носит название кожного зрения.
Все классификации дефектов психического развития можно разделить на эмпирические, опирающиеся на частные критерии, вытекающие из практической деятельности психологов и педагогов, и теоретические, использующие в качестве основы более общие основания.
К теоритическим можно отнести классификации, использующие в качестве основания время возникновения дефекта, обратимость нарушений, этиологический фактор. По времени возникновения дефекты можно разделить на врожденные и приобретенные. В числе врожденных можно выделить наследственные патологии, а в числе приобретенных рано и поздно приобретенные. По признаку обратимости выделяют практически обратимые, частично обратимые и необратимые дефекты. В зависимости от этиологического фактора можно выделить следующие группы нарушений: церебрально-органического, психогенного и соматогенного характера.
С точки зрения клинического подхода к этиологии дефектов выделяют асинхронные и ретардационные нарушения. При ретардации происходит затормаживание развития отдельных психических процессов или психики в целом. При асинхронных нарушениях на фоне ускоренного развития одних психических функций протекает серьезное отставание в развитии других.
Среди эмпирических подходов стоит выделить классификации следующих авторов Т.А. Власова и М.С. Певзнера, В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова.
По классификации Т.А. Власова и М.С, Певзнера дефекты бывают:
По классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова дефекты подразделяются на:
Отдельно стоит отметить классификацию дефектов с нейропсихологической точки зрения, составленную А.В. Семеновичем, основанием для классификации послужила локализация нарушений психического развития в рамках нервной системы: