Стадии психического развития - индивидуальны, не зависимы от паспортного возраста человека. Но, есть некоторые усредненные возрастные рамки, которые мы и будем рассматривать как стадии психического.
Соотношение внешних и внутренних условий определяют направление и темпы развития. В зависимости от внутренних условий ребенок испытывает сензитивность по отношению к внешним, тем самым обеспечивая избирательность поступающей информации. То есть ребенок “заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает его уровень мышления”.
Разные авторы выделяют некоторый аспект, на основе которого определяют рамки возрастного развития. Например А. Н. Леонтьев считает, что ведущая деятельность обеспечивает изменения в развитии ребенка. Д. Б. Эльконин придерживается похожей позиции, но считает, что ведущая деятельность способствует возникновению новообразований, которые отражают динамику развития.
Периодизация позволяет нам описывать факты жизни человека и проявление динамики, интерпретировать некоторые закономерности и определять нормы. Однако, если готовить о возрастных нормах, то периодизация будет зависеть от основания, так как различные функции имеют разную интенсивность и длительность развития.
Согласно биологическому подходу наследственность признается основной детерминантой развития. Теория Ч. Дарвина оказала большое влияние на ранние концепции детского развития. Э. Геккель предполагал, что внутриутробное развитие человека повторяет его видовую предысторию: воспроизводит этапы истории происхождения человеческого организма.
С. Холл создал первую целостную теорию психического развития ребенка. Теория рекапитуляции - это предположение о том, что ребенок в своем социальном развитии повторяет историю развития человеческого общества. К. Гетчинсон, на основании теории С. Холла предложил следующую периодизацию:
З. Фрейд был основателем психоаналитического направления в психологии. Он полагал, что психическое развитие определяется врожденными (биологическими) влечениями: сексуальные, агрессивные влечения, которые необходимы для адаптации человека к чужой для него среде.
На основании подхода фрейда была разработана схема психосексуального развития:
Когнитивно-генетический подход обращает внимание на когнитивное развитии детей: развитие мышления и интеллекта. Жан Пиаже, создавший Женевскую школу является главный и первым представителем этого подхода.
Согласно Ж. Пиаже, в когнитивном развитии ребенка можно выделить четыре качественно различающихся между собой стадии:
В его основе лежат теории социогенетического подхода. То есть о взаимодействии личности и общества. Одним из выдающихся ученых этого направления является Жд. М. Болдуину, который считал, что ребенка следует считать в равной степени продуктом социального опыта и биологического прошлого.
Болдуин предполагал, что развитие начинает свой путь с врожденных моторных программ и заканчивается способностью к абстрактному и рефлексивному мышлению. Социальное окружение стимулирует через ассимиляцию и аккомодацию формирование социального окружения. Переход же от стадии к стадии зависит от реакции окружающей среды на активность ребенка.
Л. С. Выготский является основателем этого направления, он оказал значительное влияние на развитие возрастной психологии. Выготский говорил, что: «разрешение проблемы развития поведения и центрального ее вопроса – как возникают новообразования в процессе психологического развития…» . Л. С. Выготский стремится выделить специфику психического развития в онтогенезе. С его точки зрения, психическое развитие ребенка есть прежде всего культурное развитие.
Периодизация развития по Выготскому :
Кризисы:
Литические периоды: