Рассмотрим их особенности.
Различные психические свойства и функции имеют неравномерное развитие, все имеет свои стадии наибольшего развития, стабилизации и спада. То есть мы наблюдаем колебательный характер развития. Наиболее четко эту закономерность мы можем проследить в периодизации Л. С. Выготского. Применительно к своей теории он выделял четыре основных закона детского развития: цикличность, неравномерность, метаморфозы, процессы инволюции и эволюции.
Развитие предполагает прохождение через критические периоды. Наиболее часто они встречаются с детстве, так как именно в этом возрасте функции психики имеют интенсивный характер, то отставая, то опережая друг друга.
Устойчивость психической системы достигается через неустойчивость. Это значит, что в момент наступления критического периода, без которого невозможно развитие, какая-то из функций психики завершила активное развитие. При этом, когда функция получила достаточное развитие начинается перестраиваться психика, уравновешивая свою систему, начиная “подгонять” и другие функции под развитие новой. Чаще всего переход к следующему циклу развития характеризуется ярким кризом, который возникает как реакция на несовпадение возможностей ребенка и среды.
Сензитивный период развития – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям. В основном они чувствительны к обучению и воспитанию и характеризуются ограниченностью во времени. Если пропустить благоприятный для развития период, то, в дальнейшем будет очень сложно его наверстать. К примеру, взрослый человек гораздо хуже учит иностранные языки и это связано не только со свойствами памяти, но и с тем, что сети мозга уже более дифференцированы, хуже различение незнакомых интонаций и т.д.
Кумулятивность - результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируется. Данное накопление подготавливает основу для качественных образований психического развития. В теории Ж. Пиаже мы видим, что последовательно проходят стадии развития интеллекта и развитие последующих зависят от развития предыдущих: от наглядного к образному, от образа к слову, от слова к логическим конструкциям. При выпадении хоть одного звена или низком его развитии дальнейшее становление функции будет затруднительно или невозможно.
Развитие проходит через накопление и дифференциацию психических функций, свойств. То есть через дивергенцию и конвергенцию. Дивергентность - это многообразие свойств, проявляющихся в развитии, на основе их расхождения, дифференциации друг от друга. Конвергентность - сближение, свертывание функций и свойств.