Общее психическое развитие


Общее психическое развитие

Понятие психического развития

Определение 1

Развитие психики – непрерывный процесс накопления количественных и качественных изменений психической жизни индивида в онтогенезе, обусловливающих формирование и развитие личности.

Психическое развитие происходит в течении всей жизни индивида. Оно неравномерно, т.е. имеет периоды ускорения и замедления. Разные этапы психического развития отличаются друг от друга преимущественным формированием и реализацией тех или иных психических функций, избирательной чувствительностью к типам внешних воздействий, а также различными ведущими видами деятельности, через которые и происходит процесс развития.

Психическое развитие – это сложный процесс. Разные функции развиваются непараллельно друг другу, они могут опережать или запаздывать. Из более ранних психических функций по мере накопления опыта формируются новообразования , которые представляют собой качественно более высокий уровень реализации задач, возложенных на данную психическую функцию. В процессе развития психические функции неоднократно дифференцируются, специализируясь для выполнения новых задач, которые возникают перед индивидом, и интегрируются для осуществления совместной деятельности, основная задача которой дальнейшее психическое развитие индивида.

Со времен эволюционной теории Дарвина возникло немало теоретических подходов, описывающих закономерности и принципы детского психического развития. Для ранних теорий был характерен биологический подход, при котором психическое развитие уподоблялось и синхронизировалось с физиологическим развитием организма, проводились прямые параллели между психологическим развитием ребенка и филогенетическим развитием человечества.

Замечание 1

Например, в биогенетической концепции Холла в период раннего детства психическое развитие ребенка соответствует уровню человека неолитической эпохи, дошкольный период – мифологическому сознанию античности.

Современные подходы представляют собой теории конвергенции, в которых учитываются как биологические, так и социальные факторы психического развития. Эти теории отличаются друг от друга степенью соответствия социального и биологического, а также периодизациями процесса развития.

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона

В рамках психоаналитического подхода Э.Эриксоном была разработана теория психического развития с доминирующим влиянием социальных факторов, которую можно назвать психоисторической. Согласно идеям Эриксона общество предъявляет к индивиду на каждом возрастном периоде определенные требования, выполняя которые индивид получает возможность влиться в социальную среду, его окружающую, а не справляясь с ними, становится отверженным.

Таким образом, на каждом возрастном этапе личность получает как минимум два крайних сценария развития, один из которых предполагает групповую идентичность, а другой – эгоистическую. Групповая идентичность выражается через включение индивида в группу и конформное принятие индивидом правил и требований данной социальной общности. В случае эгоистической идентичности индивид, напротив, отстаивает собственные желания и мотивы, однако отталкивается социальным окружением. Реальное развитие личности протекает где-то между этими двумя крайностями. Возрастные периоды перемежаются кризисами. В их рамках индивид должен разрешить противоречие между выше описанными крайностями.

Периоды психического развития согласно Эриксону:

  • Младенчество - оральная фаза, движущая сила – борьба двух противоположных тенденций: доверие или недоверие к окружающему миру.
  • Раннее детство – анальная фаза. Движущая сила – противоречие между стремлением к самостоятельности и стыдом, сомнениями.
  • Дошкольный возраст – фаллическая стадия. Движущая сила – противоречие между инициативностью и чувством вины за собственные действия.
  • Школьный возраст – латентная стадия. Противоречие между достижениями и неполноценностью, формирование самооценки.
  • Подростковый возраст – латентная стадия. Противоречие между идентичностью и диффузией идентичности. Личность либо становится самостоятельной, либо сливается с референтной группой.
  • Молодость. Интимность и изоляция. Достижение эмоциональной близости.
  • Зрелость. Противоречие между творчеством и застоем в развитии.
  • Старость. Позитивное переосмысление жизненного опыта или разочарование в жизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :