Развитие психики – непрерывный процесс накопления количественных и качественных изменений психической жизни индивида в онтогенезе, обусловливающих формирование и развитие личности.
Психическое развитие происходит в течении всей жизни индивида. Оно неравномерно, т.е. имеет периоды ускорения и замедления. Разные этапы психического развития отличаются друг от друга преимущественным формированием и реализацией тех или иных психических функций, избирательной чувствительностью к типам внешних воздействий, а также различными ведущими видами деятельности, через которые и происходит процесс развития.
Психическое развитие – это сложный процесс. Разные функции развиваются непараллельно друг другу, они могут опережать или запаздывать. Из более ранних психических функций по мере накопления опыта формируются новообразования , которые представляют собой качественно более высокий уровень реализации задач, возложенных на данную психическую функцию. В процессе развития психические функции неоднократно дифференцируются, специализируясь для выполнения новых задач, которые возникают перед индивидом, и интегрируются для осуществления совместной деятельности, основная задача которой дальнейшее психическое развитие индивида.
Со времен эволюционной теории Дарвина возникло немало теоретических подходов, описывающих закономерности и принципы детского психического развития. Для ранних теорий был характерен биологический подход, при котором психическое развитие уподоблялось и синхронизировалось с физиологическим развитием организма, проводились прямые параллели между психологическим развитием ребенка и филогенетическим развитием человечества.
Например, в биогенетической концепции Холла в период раннего детства психическое развитие ребенка соответствует уровню человека неолитической эпохи, дошкольный период – мифологическому сознанию античности.
Современные подходы представляют собой теории конвергенции, в которых учитываются как биологические, так и социальные факторы психического развития. Эти теории отличаются друг от друга степенью соответствия социального и биологического, а также периодизациями процесса развития.
В рамках психоаналитического подхода Э.Эриксоном была разработана теория психического развития с доминирующим влиянием социальных факторов, которую можно назвать психоисторической. Согласно идеям Эриксона общество предъявляет к индивиду на каждом возрастном периоде определенные требования, выполняя которые индивид получает возможность влиться в социальную среду, его окружающую, а не справляясь с ними, становится отверженным.
Таким образом, на каждом возрастном этапе личность получает как минимум два крайних сценария развития, один из которых предполагает групповую идентичность, а другой – эгоистическую. Групповая идентичность выражается через включение индивида в группу и конформное принятие индивидом правил и требований данной социальной общности. В случае эгоистической идентичности индивид, напротив, отстаивает собственные желания и мотивы, однако отталкивается социальным окружением. Реальное развитие личности протекает где-то между этими двумя крайностями. Возрастные периоды перемежаются кризисами. В их рамках индивид должен разрешить противоречие между выше описанными крайностями.
Периоды психического развития согласно Эриксону: