Нервно-психическое развитие – это генетически детерминированный процесс морфологического и функционального развития нервной системы и сопряженного с ним развития психической деятельности.
Нервно-психическое развитие начинается еще во внутриутробном периоде на второй недели беременности, когда длина эмбриона не более 2мм. В этот период происходит формирование нервной пластинки. В перинатальном периоде выделяют четыре этапа развития нервной системы:
У новорожденного ребенка нервная система является наименее сформированной и слабо дифференцированной по сравнению с другими системами организма. Подобное состояние имеет глубокий смысл, т.к. настройка нервной системы в виде образования связей между нейронами, а также становление функций отдельных ее частей должно происходить в соответствии с той внешней средой, в которой организму придется существовать в течение своей жизни. Слабая развитость нервной системы дает человеку несравненно большие способности к развитию по сравнению с животными, нервная система которых на момент рождения более сформирована, в связи с чем ее дальнейшее развитие более жестко задано генетическими механизмами.
Например, благодаря слабой дифференциации ЦНС новорожденный может выучить абсолютно любой язык вне зависимости от того, в какой языковой среде он был рожден.
Нервно-психическое развитие является сложным и комплексным процессом, на ход которого оказывают воздействие самые различные факторы биологического и социального происхождения. Для благоприятного хода нервно-психического развития необходимо как полноценное протекание созревания анатомических структур мозга, так и своевременное прохождение периодов психического развития.
Нервно-психическое развитие имеет широкие компенсаторные возможности, благодаря которым можно нивелировать возможные его нарушения при их своевременном выявлении. В связи с этим оценка нервно-психического развития ребенка является одной из первостепенных задач современной педиатрии и психологии.
Оценка нервно-психического развития должна происходить по нескольким направлениям, в зависимости от возраста ребенка.
До года выделяют следующие линии развития:
Для второго года жизни в качестве критериев выделяют шесть линий развития:
Для трех лет оценка будет проводиться по пяти линиям:
При выявлении отставаний в развитии по одной или нескольким линиям, определяется глубина наиболее сильного отставания, которое измеряется в эпикризных сроках. До года один эпикризный срок равен 1 мес., на втором году жизни – 3 мес., в три года – 6 мес. Отставание или опережение развития на два и более эпикризных срока является основанием для определения ребенка с одну из четырех групп НПР.