Нервно-психическое развитие детей


Нервно-психическое развитие детей

Понятие нервно-психического развития детей

Определение 1

Нервно-психическое развитие – это генетически детерминированный процесс морфологического и функционального развития нервной системы и сопряженного с ним развития психической деятельности.

Нервно-психическое развитие начинается еще во внутриутробном периоде на второй недели беременности, когда длина эмбриона не более 2мм. В этот период происходит формирование нервной пластинки. В перинатальном периоде выделяют четыре этапа развития нервной системы:

  1. на первом этапе возникает нервная пластинка, концы которой смыкаются к концу этапа и формируется нервная трубка;
  2. на втором этапе происходит дальнейшая дифференциация нервной трубки, что ведет к возникновению четырех мозговых пузырей;
  3. на третьем этапе происходит миграция и дифференцирование нервных клеток;
  4. на четвертом этапе происходит покрытие миелиновой оболочкой нервных путей и их окончаний.

У новорожденного ребенка нервная система является наименее сформированной и слабо дифференцированной по сравнению с другими системами организма. Подобное состояние имеет глубокий смысл, т.к. настройка нервной системы в виде образования связей между нейронами, а также становление функций отдельных ее частей должно происходить в соответствии с той внешней средой, в которой организму придется существовать в течение своей жизни. Слабая развитость нервной системы дает человеку несравненно большие способности к развитию по сравнению с животными, нервная система которых на момент рождения более сформирована, в связи с чем ее дальнейшее развитие более жестко задано генетическими механизмами.

Пример 1

Например, благодаря слабой дифференциации ЦНС новорожденный может выучить абсолютно любой язык вне зависимости от того, в какой языковой среде он был рожден.

Оценка нервно-психического развития детей

Нервно-психическое развитие является сложным и комплексным процессом, на ход которого оказывают воздействие самые различные факторы биологического и социального происхождения. Для благоприятного хода нервно-психического развития необходимо как полноценное протекание созревания анатомических структур мозга, так и своевременное прохождение периодов психического развития.

Нервно-психическое развитие имеет широкие компенсаторные возможности, благодаря которым можно нивелировать возможные его нарушения при их своевременном выявлении. В связи с этим оценка нервно-психического развития ребенка является одной из первостепенных задач современной педиатрии и психологии.

Оценка нервно-психического развития должна происходить по нескольким направлениям, в зависимости от возраста ребенка.

До года выделяют следующие линии развития:

  • зрительные ориентировочные реакции;
  • эмоции;
  • понимание речи;
  • слуховые ориентировочные реакции;
  • подготовительный этап развития активной речи;
  • навыки и умения в процессах;
  • движения руки и манипуляция с предметами;
  • общие движения.

Для второго года жизни в качестве критериев выделяют шесть линий развития:

  • развитие навыков;
  • понимание речи;
  • движения;
  • игра с предметами;
  • активная речь;
  • сенсорное развитие.

Для трех лет оценка будет проводиться по пяти линиям:

  • развитие активной речи;
  • движения;
  • сенсорное развитие и восприятие цвета;
  • сюжетная игра;
  • развитие навыков одевания.
Замечание 1

При выявлении отставаний в развитии по одной или нескольким линиям, определяется глубина наиболее сильного отставания, которое измеряется в эпикризных сроках. До года один эпикризный срок равен 1 мес., на втором году жизни – 3 мес., в три года – 6 мес. Отставание или опережение развития на два и более эпикризных срока является основанием для определения ребенка с одну из четырех групп НПР.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :