Значение деятельности для психического развития личности весьма велико. Деятельность – основа психического развития и в филогенезе и в онтогенезе.
Существующие виды деятельности влияют на индивидуальное психическое развитие. Главные изменения в развитии психических функций и личности, которые происходят на определенном возрастном этапе, предопределяются ведущим видом деятельности. Д.Б.Эльконин выделил чередование и периодичность определённых типов деятельности в онтогенезе, за деятельностью одного вида следует деятельность другая, в которой происходит ориентация на употребление предметов и выполнение действий. Возникающие противоречия между двумя типами ориентации в деятельности становятся основой психического развития, и каждая эпоха детского развития построена по этому принципу.
На первом году жизни развивающаяся потребность в познании окружающего мира требует от ребенка удовлетворения потребности в общении со взрослым и потребности познания, в данной ситуации начинается развитие речи для коммуникации и прямохождения для познания окружающего мира, игры.
Возникающие потребности побуждают ребёнка двигаться и ползать, а затем, для того чтобы расширить круг его взаимодействия с окружающим миром, и ходить. Так, новые потребности стимулируют ребёнка к прямохождению.
Д.Б.Эльконин представил свою периодизацию ведущих видов деятельности. Рассмотрим подробнее.
К основным видам деятельности относятся:
Учебная деятельность направлена на приобретение личностью знаний, умений и навыков или их трансформацию в ходе специально организованного и целенаправленного обучения.
Учебная деятельность реализуется самим ребенком, а обучение предполагает совместную деятельность учителя и ученика. Она весьма значима для формирования навыков самоконтроля и самооценки, овладения учебными действиями (анализа, синтеза, сравнения и др.)
В учебной деятельности осваиваются общие способы действия, научные понятия, которые предваряют решения (И.И.Ильясов).
Учебная деятельность приводит к изменениям субъекта деятельности (Д.Б.Эльконин) и к изменению психических особенностей поведения обучающегося по результатам своих действий (И.Лингард).
Д.Б.Эльконин писал, что учебная деятельность отличается от других и имеет особое значение. Результат учебной деятельности – изменение ученика и его развитие.
По Я.Л.Коломенскому, целью учебной деятельности является развитие личности в ходе учебного процесса.
С.Л.Рубинштейн рассматривал понятие труда как ведущего вида деятельности, указывая на то, что это основной путь формирования личности. В труде формируется характер, осуществляется переход к практическому действию, которое формирует мировоззрение, способность к действию с далекой ориентацией и отсроченной во времени мотивацией. Процесс трудовой деятельности требует напряжения воли, преодоления внутренних и внешних препятствий. Здесь формируется мотивационно-волевая сфера, произвольное внимание и реализуется развитие инициативы и творчества.
Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре происходит отображение действительности, играя, ребёнок овладевает миром. Игра –это практика развития, как говорил С.Л.Рубинштейн. В игре у ребёнка формируется воображение, возможность к преобразованию действительности на образном уровне.
Игровая деятельность способствует развитию следующих качеств:
В игре ребенок включается в разные формы поведения, «примеряет» роли и на игровом уровне реализует взаимоотношения взрослых, усваивает их в игре, приобретает навыки общения и развивает эмоциональную сферу и волевую регуляцию поведения.
Воспитательное значение игры в том, что в игре вырабатываются социальные правила поведения, нормы, мотивы, иерархия ценностей.
Общение сопровождает весь жизненный цикл личности и возникая в младенческом возрасте сопровождает человека до конца жизни. Особенно актуальным общение является на начальных этапах развития. В подростковом и юношеском возрасте общение выступает как ведущий вид деятельности, является основой личностной идентификации, построения мировоззрения, моделей и эталонов привязанностей и семейных отношений.