Значение деятельности в психическом развитии


Значение деятельности в психическом развитии

Механизм осуществления деятельности в индивидуальном развитии

Значение деятельности для психического развития личности весьма велико. Деятельность – основа психического развития и в филогенезе и в онтогенезе.

Существующие виды деятельности влияют на индивидуальное психическое развитие. Главные изменения в развитии психических функций и личности, которые происходят на определенном возрастном этапе, предопределяются ведущим видом деятельности. Д.Б.Эльконин выделил чередование и периодичность определённых типов деятельности в онтогенезе, за деятельностью одного вида следует деятельность другая, в которой происходит ориентация на употребление предметов и выполнение действий. Возникающие противоречия между двумя типами ориентации в деятельности становятся основой психического развития, и каждая эпоха детского развития построена по этому принципу.

Пример 1

На первом году жизни развивающаяся потребность в познании окружающего мира требует от ребенка удовлетворения потребности в общении со взрослым и потребности познания, в данной ситуации начинается развитие речи для коммуникации и прямохождения для познания окружающего мира, игры.

Возникающие потребности побуждают ребёнка двигаться и ползать, а затем, для того чтобы расширить круг его взаимодействия с окружающим миром, и ходить. Так, новые потребности стимулируют ребёнка к прямохождению.

Д.Б.Эльконин представил свою периодизацию ведущих видов деятельности. Рассмотрим подробнее.

Периодизация ведущих видов деятельности (ВВД) (по Д.Б.Эльконину)

  1. В младенчестве в качестве ВВД выступает непосредственное личностное общение с матерью или человеком, её заменяющим, под влиянием которого возникает потребность в общении;
  2. В раннем возрасте к ВВД относится предметно-манипулятивная деятельность, которая позволяет возникать таким образованиям как речь и наглядно образное мышление;
  3. В дошкольном возрасте ведущим видом выступает игровая деятельность, в рамках которой создается стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности;
  4. В младшем школьном ведущим видом деятельности является учебная, позволяющая развиваться рефлексии, внутреннему плану действий, самоконтролю, совершенствовать целеполагание и произвольность психических процессов;
  5. В подростковом возрасте ведущим видом становится общение, которое определяет стремление к взрослости, формирование самооценки, включение в нормы социальной жизни и т.д.
  6. В старшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная, либо ориентация на учебно-профессиональную деятельность, в которой реализуется ориентация на профессиональную деятельность, способствующая формированию мировоззрения, ценностных ориентаций, личностного самоопределения и др.

Основные виды деятельности

К основным видам деятельности относятся:

  • учебная деятельность
  • труд
  • игра
  • общение

Учебная деятельность направлена на приобретение личностью знаний, умений и навыков или их трансформацию в ходе специально организованного и целенаправленного обучения.

Учебная деятельность реализуется самим ребенком, а обучение предполагает совместную деятельность учителя и ученика. Она весьма значима для формирования навыков самоконтроля и самооценки, овладения учебными действиями (анализа, синтеза, сравнения и др.)

В учебной деятельности осваиваются общие способы действия, научные понятия, которые предваряют решения (И.И.Ильясов).

Учебная деятельность приводит к изменениям субъекта деятельности (Д.Б.Эльконин) и к изменению психических особенностей поведения обучающегося по результатам своих действий (И.Лингард).

Д.Б.Эльконин писал, что учебная деятельность отличается от других и имеет особое значение. Результат учебной деятельности – изменение ученика и его развитие.

По Я.Л.Коломенскому, целью учебной деятельности является развитие личности в ходе учебного процесса.

С.Л.Рубинштейн рассматривал понятие труда как ведущего вида деятельности, указывая на то, что это основной путь формирования личности. В труде формируется характер, осуществляется переход к практическому действию, которое формирует мировоззрение, способность к действию с далекой ориентацией и отсроченной во времени мотивацией. Процесс трудовой деятельности требует напряжения воли, преодоления внутренних и внешних препятствий. Здесь формируется мотивационно-волевая сфера, произвольное внимание и реализуется развитие инициативы и творчества.

Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре происходит отображение действительности, играя, ребёнок овладевает миром. Игра –это практика развития, как говорил С.Л.Рубинштейн. В игре у ребёнка формируется воображение, возможность к преобразованию действительности на образном уровне.

Игровая деятельность способствует развитию следующих качеств:

  • формированию произвольности
  • развитию психических процессов, в частности, внимания, памяти и т.д.
  • обучению выполнению правил в социуме
  • способствует активному интеллектуальному развитию
  • развитию речи
  • стимулирует развитие воображения
  • стимулирует развитие личности

В игре ребенок включается в разные формы поведения, «примеряет» роли и на игровом уровне реализует взаимоотношения взрослых, усваивает их в игре, приобретает навыки общения и развивает эмоциональную сферу и волевую регуляцию поведения.

Воспитательное значение игры в том, что в игре вырабатываются социальные правила поведения, нормы, мотивы, иерархия ценностей.

Замечание 1

Общение сопровождает весь жизненный цикл личности и возникая в младенческом возрасте сопровождает человека до конца жизни. Особенно актуальным общение является на начальных этапах развития. В подростковом и юношеском возрасте общение выступает как ведущий вид деятельности, является основой личностной идентификации, построения мировоззрения, моделей и эталонов привязанностей и семейных отношений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :