Закономерности психического развития


Закономерности психического развития

Понятие психического развития

Определение 1

Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психической жизни индивида в онтогенезе, обусловливающих формирование и развитие личности.

Выделяют два подхода к рассмотрению психического развития. Согласно первому подходу психическое развитие представляет собой равномерный и непрерывный процесс, который затрагивает всю жизнь индивида. Характер развития с точки зрения данного подхода не меняется, в нем нельзя выделить какие-либо этапы, стадии, участки ускорения или замедления. Согласно второму подходу психическое развитие – процесс дискретный.

Начиная с внутриутробного периода, в рамках психического развития можно наблюдать этапы его ускорения, замедления или повышенной чувствительности к каким-либо внешним факторам. Согласно данному подходу каждый человек проходит через четко определенные стадии психического развития вне зависимости от его индивидуальных психологических особенностей. Большинство современных исследователей в своих работах опираются на данный подход.

Подходы к выделению закономерностей психического развития

В науке существуют различные подходы к выделению закономерностей психического развития. Л.С. Выготский рассматривает в своей культурно-исторической теории следующие закономерности:

  • целостность: подразумевает собой единство разных сторон и частных направлений развития психической деятельности. Существует единое направление, логика, в рамках которой развиваются все психические процессы.
  • метаморфозы: развитие психики содержит не только количественные, но и качественные изменения. В процессе накопления количественных показателей происходит появление психических новообразовании. Ребенок – это не маленький взрослый, у которого меньше развиты все психические функции. Психика ребенка имеет качественные отличия.
  • неравномерность и гетерохронность: развитие отдельных психических процессов происходит неравномерно, есть стадии ускорения и торможения развития. Разные психические процессы развиваются неравномерно относительно друг друга.
  • эволюция и инволюция: появление психических новообразований может приводить к угасанию психических функций, появившихся ранее. Например, развитие внутренней речи приводит к угасанию речи эгоистической.

Другой подход к закономерностям психического развития был предложен Г.Ф. Обуховой:

  • неравномерность и гетерохронность;
  • стадиальность: в процессе развития психики можно выделить стадии, характеризующиеся ускорением, замедлением развития, специфической сензитивностью и причинной обусловленностью;
  • дифференциация и интеграция: в процессе развития новые психические функции вычленяются из уже существующих в процессе дифференциации, а затем между новообразованиями устанавливаются тесные связи, обеспечивающие высокий уровень функционирования в процессе интеграции;
  • пластичность: психика имеет неограниченные возможности для развития, проявляющиеся в ее компенсаторном характере;
  • смена детерминант: в процессе онтогенеза происходит смена социальных факторов, обусловливающих ведущее воздействие на психическое развитие (семья -детский сад – школа – объект привязанности - трудовой коллектив).
Замечание 1

В дополнение к закономерностям, рассматриваемых Обуховой, А. Реан добавляет следующие: кумулятивность и конвергентность/дивергентность. Кумулятивность заключается в накоплении количественных изменений, которые подготавливают качественное преобразовании психических функций. Дивергентность подразумевает расхождение и специализацию психических функций в процессе развития. Конвергентность же обеспечивает взаимодействие этих функций для обеспечения единства функционирования психики.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :