Психический путь развития – это развитие человека от новорожденности до зрелости. Если сравнить психику детей в первый год жизни и ребенка 6-7 лет, то мы заметим существенные различия. В психологической науке существует множество разнообразных теорий о развитии психики ребенка. Разные исследователи выделяют различные периоды (стадии) развития психики.
Развитие психики – это процесс последовательного прогрессивного накопления качественных и количественных изменений психики, необходимых для ее дальнейшего совершенствования и функционирования.
Л.С. Выгодский во главу периодизации развития психики ребенка поставил понятие - ведущего вида деятельности.
Ведущий вид деятельности – это определенный вид деятельности, являющийся наиболее успешным в развитии познавательных процессов ребенка.
Ведущий вид деятельности определяется следующими признаками:
Ведущий вид деятельности в определенный период имеет свое определенное значение. Также существуют совместно с ведущим и другие виды деятельности, но они не являются основанием для развития психики.
Необходимо отметить, что для психического развития ребенка характерна неравномерность. На пути развития существуют кризисы и стабильные периоды. Во время кризисных периодов происходят быстрые преобразования в психике ребенка, появляются новообразования. Конечно, кризисные периоды очень сложны как для окружающих, так и для самого ребенка, но они необходимы для его психического развития.
Учеными были открыты следующие кризисные периоды: период новорожденности, кризис одного года, кризис трех, семи и тринадцати лет. Нужно отметить, что периоды кризиса не имеют четких границ начала и конца, это явление проходит у каждого ребенка индивидуально. Хотя и имеют определенную специфику проявлений. Например, ребенок становиться очень чувствительным, конфликтным, трудновоспитуемым и т.д.
В свое время, именно данные специфичные признаки и обусловили исследовательский интерес к данным периодам. В стабильные периоды, психические образования ребенок копит постепенно, появляются качественные изменения в его психике. В психическом развитии наблюдается чередование вышеуказанных периодов в определенной последовательности. Перед началом следующего периода, определяется специфичное видение детьми окружающего мира. Это называется – социальной ситуацией развития. Сформированная ситуация определяет образ жизни ребенка и подталкивает к появлению новообразований. С появлением новообразований изменяется отношение ребенка к окружающему миру, а так как ситуация изменяется – наступает следующий кризисный период.
Все дети чувствительны к усвоению новой реальности, к определенному влиянию и развитию новообразований в разные периоды. Особо чувствительные периоды связаны:
Окружающая среда является определенным фактором развития ребенка. Все что ребенок должен узнать, он узнает из социальной среды, учится у людей, которые находятся с ним в непосредственной близости. Поэтому очень важно, чтобы данное обучение было на перспективу, потому что у детей есть определенные уровни потенциального и актуального развития.