Под развитием понимают качественные и количественные изменения в человеке, происходящие во времени, и связанными с ними психические явления.
Развитие человека является предметом психологии развития. Существуют разные походы к определению предмета этой науки. Представим несколько из них:
Развитие человека может быть описано разными характеристиками, такими как непрерывность и дискретность, универсальность и индивидуальность, целенаправленность и ненаправленность, изолированность и интегрированность и т.д. Говоря о развитии человека, подразумевают прежде всего его физиологическое и психологическое развитие, но при этом не стоит забывать, что развитие носит социальный характер. Не смотря на то, что часть развития человека определяется его наследственностью, большое влияние на него оказывает общество, что выражается в социализации. Именно при социализации происходит усвоение принципов, норм, ценностей общества, человек как бы спонтанно врастает в свое социальное окружение, что значительно изменяет его внутренний мир.
Развитие человека тесно связано с временным фактором. В зависимости от его влияния принято выделять несколько стадий развития человека. Филогенез представляет собой развитие человека как биологического вида во времени, начиная с момента зарождения жизни, появления видов и заканчивая появлением человека. Таким образом, филогенез рассматривает биосоциальную эволюцию. С помощью изучения филогенеза можно установить общие закономерности развития.
Развитие человечества во всех аспектах является предметом изучения антропогенеза. В него входит в том числе культурный социогенез – процесс формирования человека в обществе, включая культурные изменения, происходящие под воздействием внешних и внутренних сил.
Индивидуальное развитие человека представлено онтогенезом. Предмет онтогенеза – время одной человеческой жизни с момента зарождения эмбриона и заканчивая его смертью.
Существуют разные периодизации человеческого развития. Особое место занимает пренатальное развитие эмбриона и плода. Обычно принято выделять следующие этапы в жизни человека: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст (отрочество), юность, взрослость (молодость и зрелость), старость.
Наиболее короткой временной дистанцией является микрогенез, который представляет собой период развития краткосрочных процессов восприятия, памяти, мышления и т.д.
Учитывая приведенное выше деление развития в зависимости от временного фактора, в психологическом развитии также выделяют следующие виды: