Аналитическая психология и архетип


Аналитическая психология и архетип

Специфика сферы коллективного бессознательного

Карл Густав Юнг выдвинул предположение о том, что сфера коллективного бессознательного включает в себя значительные первоначальные психические фигуры и знаки, которым он дал название архетипов.

Определение 1

Архетипами являются мысли, различные идеи, воспоминания, фигуры, обладающие врожденным характером и предрасполагающие человека к восприятию, переживанию, полному осознанию конкретных событий, обстоятельств и ситуаций и реагированию на них соответствующим образом.

На самом деле, это не идеи, образы и воспоминания в их прямом понимании, а вероятнее всего способствующие обстоятельства и условия, под воздействием которых человек способен проявлять в своем поведении универсальную конструкцию восприятия, мыслительного процесса и реальных действий, отвечая на какие-либо объекты или события, ситуации.

Врожденным обстоятельством здесь будет направленность эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на определенные условия и ситуации, вызовы. К примеру, разные варианты реакций при случайном столкновении с родственниками, любимыми людьми, незнакомцами, смертельной опасностью или таким живым опасным существом как змея.

Категория архетипа в аналитическом психологическом направлении

Ряд многочисленных архетипов, которые подробно описал Карл Густав Юнг, включает в себя категории:

  • матери;
  • ребенка;
  • героя;
  • мудреца;
  • божества Солнца;
  • плута;
  • Бога;
  • смерти.

Ученый утверждал, что любой архетип тесно связан с направленностью выражения конкретной мысли или чувства по отношению к соответствующему объекту, условию или обстоятельству. К примеру, воспринимая свою мать, ребенок берет во внимание определенные характеристики, ее черты, которые имеют окраску неосознаваемых представлений и идей о таких символических материнских составляющих, как воспитательная деятельность, покровительство, плодородность, забота, отношения зависимости.

Затем Юнгом было сделано предположение, что идеи и образы архетипов отражены в снах, также их часто можно встретить в культурных явлениях (как символы, знаки, применяемые в различных литературных жанрах, искусстве живописи, религиозных культах).

Карл Густав Юнг особенно отмечал, что символы, характерные для совершенно разных культурных традиций, зачастую поразительно схожи, потому как возникли из общих для всех людей архетипов, на заре появления и становления самого человечества. Карл Юнг был убежден, что знание сущности архетипических знаков поможет ему растолковать сны, а значит реально помочь пациентам.

Архетипов в сфере коллективного бессознательного присутствует неограниченное количество. Но пристально разрабатываются и исследуются в теории Карла Густава Юнга:

  • маска;
  • анима и анимус;
  • тень;
  • самость.

Сущность архетипа маски

Архетип маски или персоны (видимость, театральный облик, личина) является публичной внешностью человека, а именно проявлением собственной самости во взаимоотношениях с другими членами социума.

Маска характеризуется множественными чертами, образами и характерами, проигрывающимися человеком, исходя из конкретного социального требования.

Замечание 1

По утверждению Юнга, маска производит впечатление на остальных людей, скрывая от них подлинное лицо индивида. Маска в качестве архетипа нужна личности для того, чтобы контактировать с остальными индивидами в реальной жизни и производить на них нужное для нее благоприятное впечатление.

Тем не менее Карл Густав Юнг подчеркивал такой момент, что если данный конкретный символ становится значимым, то личность становится неглубокой, поверхностной, легкомысленной, она играет только одну роль и отчуждается от подлинной оригинальной эмоциональной сферы.

Архетип тени

В противовес той роли, которую играет в личностной приспособленности к окружающей среде маска, архетип тени предстает мрачным, сомнительным, враждебным, негативным проявлением личности. Архетип тени включает в себя недопустимые, запрещенные и скрытые для социума и общества враждебные и сексуальные побуждения, безнравственную мыслительную деятельность и всю бурю страстей. Несмотря на такие отрицательные качества, тень имеет и позитивные стороны.

Так, тень рассматривалась Юнгом как жизненная сила, спонтанность, деятельные порывы и творческое начало в жизнедеятельности личности. По убеждению Юнга, назначение эго в том, чтобы направить в нужном русле энергетику тени, обуздать негативные аспекты человеческой природы так, чтобы индивид жил гармонично, но в тоже время имел возможность для откровенного выражения собственных побуждений и получал удовольствие от творчества и нормальной жизнедеятельности.

Сущность архетипов анимы и анимуса

Символы анимы и анимуса - есть прирожденная андрогинная сущность личности. Анима является внутренним женским типом, который находится в мужчине, живет и реализуется в нем, его бессознательное женское начало, а анимус демонстрирует внутреннюю мужскую сферу в женщине, то есть ее бессознательный мужской аспект.

Данные архетипы основываются на биологическом факторе, потому, как и у мужчины, и у женщины в организме продуцируются определенные женские и мужские гормоны. Этот символ, по убеждению Юнга, прошел длительную эволюцию в сфере коллективного бессознательного как опыт взаимоотношений с противоположным полом.

Сущность архетипа самости

Замечание 2

Архетип самости - это важнейший символ всей теоретической системы Карла Густава Юнга. Это своеобразная сердцевина личности, которая организовывает, структурирует и объединяет остальные элементы.

При достижении интеграции различных духовных сфер, личность чувствует внутреннее единение, целостность и гармонизацию. Следовательно, как полагал Юнг, совершенствование и развитие своей самости является главной целью жизнедеятельности человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :