Агрессивное поведение детей – это проявление вербальной и физической активности, направленной на причинение вреда своему здоровью, окружающим людям, животным и внешним объектам.
Основывается такое поведение на отрицательных эмоциях и желании навредить. Проявляется такое поведение в непослушании, раздражительности, жестокости, оскорблениях, клевете, угрозах, отказах общаться, актах насилия – укусах, ударах и пр. Диагностируется проявление агрессивного поведения у детей врачом-психиатром или психологом. Исследование проводят посредством метода беседы, наблюдения, использования анкет, опросников, проективных тестов. К лечению относят групповую и индивидуальную психотерапию – обучение через способы контроля эмоций и безопасное выражение злости.
На данный момент специалистами выделено несколько различных форм, целей и видов агрессивного поведения. Поведение может быть в следующих формах:
Может провоцироваться, чтобы достичь различные цели:
На данном этапе психологами выделено два типа детской агрессии:
Было отмечено, что дети с более низким уровнем развития больше склоняются к незапланированной и импульсивной агрессии. Дети, которые демонстрируют хищную агрессию – могут управлять, планировать и целенаправленно достигать поставленную цель через использование агрессии.
В психологии известно различие уровней агрессии у мальчиков и девочек. Практически всегда мальчики проявляют больше агрессии по сравнению с девочками. Большие дети более агрессивны по сравнению с малышами. Активные и навязчивые дети также более агрессивные по сравнению с пассивными или очень спокойными.
У детей во всех возрастных группах агрессивное поведение проявляется как мощный способ донесения своих желаний до окружающих, а также как средство выражения своей симпатии или антипатии.
Причины агрессии крайне разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выразить через слова обиду, недостаток внимания взрослых и желание получить чужую игрушку, продемонстрировать сверстникам свою силу. Часто дети могут причинять вред себе и окружающим, так как испытывают беспомощность, обиду, грусть, но не способны полноценно разобраться в собственном состоянии, не владеют никакими коммуникативными навыками, чтобы разрешить проблему.
Принято выделять следующие группы причин агрессивности:
Младенческий возраст. Младенцы могут проявлять агрессию, когда хотят кушать, находятся в неудобном для них положении, боятся, испытывают боль или недомогание. Часто родители отмечают, что младенческую агрессию можно оценить по громкости и тону его голоса. Однако это мнение является ошибочным. Плач младенца представляет собой оборону, способ общения, передачу чувств и потребностей. Такой плач не может быть назван проявлением агрессии.
Малышовый возраст. Дети 2-4 лет могут проявлять вспышки агрессии через истерики, причинение боли своим ровесникам, окружающим взрослым, ломают мебель и игрушки. Наиболее часто в этом возрасте агрессия направлена на близких взрослых, чтобы достичь какой-либо своей цели. Речевая агрессия дает возможность увеличить детский словарный запас.
Дошкольный возраст – дети 4-6 лет могут быть агрессивны по отношению к своим сестрам и братьям, а также сверстникам, с которыми они контактируют. В связи с социальным взаимодействием у детей появляются обиды, как мнимые, так и реально существующие. Они могут заставить ребенка постоять за себя, а также вызвать атакующий гнев – агрессию.