В течение последний 100 лет зарубежная практика осуществления предпринимательской деятельности (далее – ПД) выработала специальные принципы регулирования предпринимательских отношений.
Целью данных принципов является обеспечение защиты предпринимателей, частных инвесторов и кредиторов, которые предоставляют свои сбережения рыночным институтам для трансформации их в капитал. К числу таких принципов зарубежной предпринимательской деятельности относится минимизация конфликта интересов, обеспечение прозрачности бизнеса, а также обеспечение справедливой и свободной конкуренции.
Осуществление предпринимательской деятельности всегда связано с некоторыми интересами публичного характера. Преследование ими собственных интересов всегда порождает конфликт, который приводит к ущемлению публичных интересов других групп общества. Избежать конфликта интересов можно, если запретить осуществления несовместимых функций, которые противоречат друг другу по своей природе.
Данный принцип зарубежной предпринимательской деятельности касается как органов государственной власти, так и частных лиц. Передача долей участи и акций капитала коммерческой организации в доверительное управление, что практикуется в российской практике предпринимательства, не устраняет конфликт интересов, поскольку доверительный управляющий все равно действует в интересах чиновника. На основании данного принципа ПД Банку России следовало бы запретить осуществлять чисто коммерческие банковские операции, которые не связаны с обеспечением финансовой стабильности государства.
Конфликт интересов также касается деятельности юристов и кредиторов. Профессиональные кодексы не разрешают юридической компании оказывать услуги, что направлены против какого-то лица, если ранее оно было клиентом фирмы.
В предпринимательской деятельности конфликту интересов уделяется повышенное внимание. Предприниматели должны руководствоваться интересами акционеров и общества в целом, но не собственными.
В целях правдивого и более полного информирования общества о состоянии экономики и обеспечения ее максимальной эффективности принцип обеспечения прозрачности предпринимательской деятельности предполагает:
Для того чтобы достичь этих целей в практике зарубежного предпринимательства, были разработаны и внедрены многочисленные нормы, которые касаются отчетности кредитных организаций и участников финансовых рынков. В данных нормах подробно изложена информация о проводимых ими операциях, о финансовом состоянии, особенностях предоставления консолидированной отчетности, а также предоставлены данные транснациональных корпораций.
Требования о детальном раскрытии информации применяется при выпуске организацией ценных бумаг в большом объеме, а также при обращении компании к фондовой бирже. Информация, которая раскрывается ежеквартально, содержит важные сведения о предприятии, о преобладающем участии и крупных изменениях участия в капитале организации, об основных менеджерах предприятия, о крупных сделках или сделках с заинтересованностью и т.п.
Стоит отметить, что инвестиционная привлекательность предприятия находится в прямой зависимости от прозрачности его предпринимательской деятельности. Благодаря обеспечению прозрачности организация может получать заемные средства и задействовать финансовые средства на более выгодных условиях.
Для рыночной зарубежной экономики данный принцип предпринимательской деятельности давно признан основополагающим. Впервые он был внедрен в США после принятия антитрестовского законодательства. В 1980 году закон Шермана определил два направления антимонопольного регулирования в предпринимательстве:
Эти направления нашли свое применение в европейском законодательстве. Регламенты Совета ЕС и положения Римского договора, которые касаются монополизации, запрещают злоупотребление доминирующим положением, а также любые антиконкурентные слияния и приобретения. Это обусловлено тем, что такие действия могут нанести вред конкуренции (distortion of competition).
Определить, какая из систем конкурентного права (американская или европейская) является более жесткой по обеспечению свободной конкуренции на торговых и финансовых рынках невозможно, ведь на принятие решения о внедрении антимонопольных запретов оказывает множество экономических факторов.
Зарубежная практика показывает, что зависимость предпринимательской деятельности от решений государства подрывает рыночный характер экономики, делая ее менее эффективной. А это может негативно повлиять на развитие общества в целом.
Признание того факта, что коррупция губит экономику страны, приводит к разработке и внедрению ряда антикоррупционных законов (в частности Закон США о коррупции за рубежом, который был принят в 1977 г. - United States Foreign Corrupt Practices Act). Данный Закон запрещает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам передавать прямо или косвенным образом денежные средства или другие материальные блага государственным служащим или политической партии с целью влияния на принятие решения в интересах предпринимателя.
Хотя во многих государствах единого мнения о степени вмешательства страны в экономику нет, их мнения во многом совпадают. Органам государственной власти во всех странах без исключения дано право контролировать предпринимательскую деятельность в плане формирования ценовой политики предприятий, которые занимают лидирующие позиции на рынке.
Например, в праве ЕС такие полномочия предоставлены Европейской комиссией. Это обусловлено таим принципом предпринимательства, как стабильность экономического оборота. Кроме этого общепризнанными принципами регулирования предпринимательской деятельности за рубежом являются такие экономические рычаги воздействия на кредитную политику банков и на состояние экономики, как изменение норматива достаточности собственного капитала банка или ставки рефинансирования.