Любое научное знание располагает собственным понятийным аппаратом, своей терминологией, отражающими специфичность конкретной научной отрасли. Комплекс знаний специальной педагогической психологии сформировался и накопился в течение длительного процесса практики воспитательной и обучающей деятельности детей, которые имеют определенный физический и психический недостаток.
Деятельность по становлению человека как элемента социума происходит под влиянием биологических, социальных, психологических факторов.
Отклоняющееся развитие, не подходит под общие законы, такому развитию свойственны нестандартность и индивидуальность.
Коррекция развития, направляет развитие детей по нормальному руслу.
Воспитание, целенаправленная и организованная деятельность по личностному формированию.
Отклоняющееся поведение – то, что выходит из общепринятых правил, вредит ребенку и обществу, мешает процессу адаптации ребенка в социуме.
Коррекционная методика, средства и формы воздействия на ребенка (подростка), способны обеспечить достижение поставленных целей.
Специальной психологией называется ветвь психологической науки, изучающая человека, у которого присутствуют отклонения от нормальных психических параметров, связанные с врожденным или приобретенным дефектом в создании и функционировании нервной системы; различные варианты патологий в психическом развитии; проблему аномального развития психических функций, а также особенности отсталых в умственном развитии детей, у которых поражена кора головного мозга, и детей с патологиями функционирования анализаторов, недоразвитостью речи при нормальном слухе.
Специальная психология подразделяется на разделы:
Дефектология включает в себя и специальную психологию, и специальную педагогику (тифлопедагогику, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию), и является комплексной научной дисциплиной, которая изучает особенности в развитии детей с физическими или психическими отклонениями, а также закономерности их воспитательного и обучающего процесса.
Как показали исследования, первичное нарушение (в частности, глухота) может вызывать различные вторичные преобразования психического развития и перестройку всей жизненной системы, взаимоотношения с окружающей средой, мышление, восприятие (третичные дефекты).
Специальная психология располагает базой данных, на основе которых построен воспитательный и обучающий процесс ребенка с аномалиями психического развития, проводятся профессиональные консультации, профессиональные отборы.
Основная задача специальной психологии - сформировать адекватную личность, используя специальные методы и приемы воспитательного и обучающего процесса, за счет которых замещаются и перестраиваются нарушенные функции.
Объектом специальной психологической науки выступает человек с аномалиями развития.
Предметом специальной психологии выступают разные стороны и формы в развитии психики при неблагоприятных обстоятельствах.
Круг проблем специальной психологии:
Специальная психология не располагает какими-либо особыми, специальными методами исследования. Как и общая, и детская психология она применяет следующие методы:
Специальной педагогикой называется наука, которая изучает суть, закономерность, тенденцию организации процесса развития индивидуального и личного в ребенке с отклонениями здоровья, который нуждается в специализированном индивидуальном воспитательном и обучающем методе.
Специальной педагогикой рассматривается в качестве объекта индивидуальное в ребенке, который имеет функциональное отклонение физического или психического развития, что затрудняет его социализацию и адаптацию к школе, а предметом в специальной педагогике выступает обучающий и воспитательный процесс ребенка, с аномалиями в развитии.
Структура специальной педагогики:
К современным тенденциям специальной педагогики необходимо отнести научно-теоретическую разработку основ коррекционной и педагогической деятельности, процесс совершенствования психологического и педагогического исследования лиц с аномалиями развития, отбор оптимальной формы и содержания коррекционно-педагогической деятельности, подготовка кадров для коррекционно-педагогической деятельности, постоянное совершенствование организационной структуры в сфере специального образовательного процесса.