Специальная педагогическая психология


Специальная педагогическая психология

Любое научное знание располагает собственным понятийным аппаратом, своей терминологией, отражающими специфичность конкретной научной отрасли. Комплекс знаний специальной педагогической психологии сформировался и накопился в течение длительного процесса практики воспитательной и обучающей деятельности детей, которые имеют определенный физический и психический недостаток.

Основополагающие категории специальной педагогической психологии

Деятельность по становлению человека как элемента социума происходит под влиянием биологических, социальных, психологических факторов.

Отклоняющееся развитие, не подходит под общие законы, такому развитию свойственны нестандартность и индивидуальность.

Коррекция развития, направляет развитие детей по нормальному руслу.

Воспитание, целенаправленная и организованная деятельность по личностному формированию.

Отклоняющееся поведение – то, что выходит из общепринятых правил, вредит ребенку и обществу, мешает процессу адаптации ребенка в социуме.

Коррекционная методика, средства и формы воздействия на ребенка (подростка), способны обеспечить достижение поставленных целей.

Специальная психология и ее структура

Определение 1

Специальной психологией называется ветвь психологической науки, изучающая человека, у которого присутствуют отклонения от нормальных психических параметров, связанные с врожденным или приобретенным дефектом в создании и функционировании нервной системы; различные варианты патологий в психическом развитии; проблему аномального развития психических функций, а также особенности отсталых в умственном развитии детей, у которых поражена кора головного мозга, и детей с патологиями функционирования анализаторов, недоразвитостью речи при нормальном слухе.

Специальная психология подразделяется на разделы:

  • тифлопсихология (психология слепых),
  • сурдопсихология (психология глухих),
  • олигофренопсихология (психология умственно отсталого человека),
  • патопсихология (психология распада функционирования психической и болезненных личностных свойств),
  • логопсихология (психология речевых расстройств).

Дефектология включает в себя и специальную психологию, и специальную педагогику (тифлопедагогику, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию), и является комплексной научной дисциплиной, которая изучает особенности в развитии детей с физическими или психическими отклонениями, а также закономерности их воспитательного и обучающего процесса.

Как показали исследования, первичное нарушение (в частности, глухота) может вызывать различные вторичные преобразования психического развития и перестройку всей жизненной системы, взаимоотношения с окружающей средой, мышление, восприятие (третичные дефекты).

Специальная психология располагает базой данных, на основе которых построен воспитательный и обучающий процесс ребенка с аномалиями психического развития, проводятся профессиональные консультации, профессиональные отборы.

Специальная психология: проблемы, задачи, предмет и объект исследования

Замечание 1

Основная задача специальной психологии - сформировать адекватную личность, используя специальные методы и приемы воспитательного и обучающего процесса, за счет которых замещаются и перестраиваются нарушенные функции.

Объектом специальной психологической науки выступает человек с аномалиями развития.

Предметом специальной психологии выступают разные стороны и формы в развитии психики при неблагоприятных обстоятельствах.

Круг проблем специальной психологии:

  1. Исследовать закономерности и специфику психического развития детей и взрослых с разными физическими и психическими аномалиями при различных обстоятельствах, в частности коррекционной обучающей деятельности.
  2. Создать методы и средства психологического диагностирования аномалий развития.
  3. Разработать средства психологической коррекции аномалий развития.
  4. Психологически обосновать содержание и методы обучающего и воспитательного процесса в структуре специального образовательного учреждения.
  5. Психологически оценить эффективность содержания и обучающих методов ребенка с аномалиями развития в различных условиях.
  6. Психологически изучить социальную адаптацию детей с нарушениями.
  7. Провести психологическую коррекцию дезадаптации. Сейчас разрабатываются диагностические методики.

Методика специальной психологии

Специальная психология не располагает какими-либо особыми, специальными методами исследования. Как и общая, и детская психология она применяет следующие методы:

  • психологический лабораторный эксперимент (индивидуальная и групповая форма). Происходит активное вмешательство ученого в жизнедеятельность испытуемого для создания конкретных условий, выявляющих какие-либо психологические факты;
  • метод наблюдения, целенаправленно воспринимать объект изучения, который заключается в фиксировании поведенческого проявления и получения умозаключений о субъективном психическом явлении;
  • метод изучения продуктов деятельности (анализ письменной работы ребенка, изучение его рисунка, предмета, воспроизводимого им в трудовой обучающей деятельности;
  • метод анкетирования, психодиагностические методики, задания которых оформлены как вопросы или утверждения, предназначенные для получения данных со слов испытуемого;
  • проективный метод, с целью диагностирования личности;
  • метод структурирования, создание и предание стимулам смыслового наполнения;
  • метод конструирования, создать из деталей осмысленное целое;
  • интерпретационный метод, истолковывание события, ситуации;
  • метод дополнения, в частности, в контексте незаконченного предложения;
  • экспрессионный метод, в частности - рисование;
  • метод катарсиса, игровой процесс, организованный особым образом;
  • импрессионный метод, одни стимулы предпочитаются другими.

Специальная педагогика и тенденции ее развития

Специальной педагогикой называется наука, которая изучает суть, закономерность, тенденцию организации процесса развития индивидуального и личного в ребенке с отклонениями здоровья, который нуждается в специализированном индивидуальном воспитательном и обучающем методе.

Специальной педагогикой рассматривается в качестве объекта индивидуальное в ребенке, который имеет функциональное отклонение физического или психического развития, что затрудняет его социализацию и адаптацию к школе, а предметом в специальной педагогике выступает обучающий и воспитательный процесс ребенка, с аномалиями в развитии.

Структура специальной педагогики:

  1. Дошкольная специальная педагогика.
  2. Специальная педагогика школьного периода.
  3. Специальная педагогика, исследующая взрослого человека.

К современным тенденциям специальной педагогики необходимо отнести научно-теоретическую разработку основ коррекционной и педагогической деятельности, процесс совершенствования психологического и педагогического исследования лиц с аномалиями развития, отбор оптимальной формы и содержания коррекционно-педагогической деятельности, подготовка кадров для коррекционно-педагогической деятельности, постоянное совершенствование организационной структуры в сфере специального образовательного процесса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :