Социальная педагогическая психология


Социальная педагогическая психология

Определение 1

Социальная педагогическая психология - это фундаментальный самостоятельный раздел психологической науки, изучающий закономерности развития индивида в обучающем и воспитательном процессе.

Также социальная педагогическая психология занимается исследованием социальных групп, отдельных личностей, рассматривает психологические проблемы обучающей и воспитательной деятельности.

Предмет социальной психологии - психологические закономерности во взаимодействии людей. Предмет педагогической психологии - психологические законы обучающего и воспитательного процессов. Предмет социальной педагогической психологии - психологические закономерности во взаимодействии людей в образовательной среде.

К объектам социальной педагогической психологии относят:

  1. Личность в группах и системе отношений.
  2. Взаимодействие человека с человеком (коллеги).
  3. Малочисленная группа (класс, семья).
  4. Взаимодействие индивида с группами (ведомые и лидеры, педагоги и наставники).
  5. Взаимодействие групп людей (дебаты, соревнования, конфликты).
  6. Большие социальные группы (этносы, социальные слои, политические партии).

Понятие образовательной среды

Образовательная среда представляется психолого-педагогической реальностью, сочетанием уже исторически сложившихся влияний и специально созданных педагогических условий, и обстоятельств, которые направлены на формирование и развитие личностных качеств обучающегося. Образовательная среда является некой системой: субъект образовательной деятельности (человек) сам по себе система.

Замечание 1

Образовательная среда представляет собой систему, включающую в себя комплекс применяемых образовательных технологий, внеклассную работу, взаимодействие с внешними образовательными и социальными структурами.

Социальная педагогическая психология рассматривает проблемы соотношения развивающей и обучающей деятельности; проблему детской одаренности, готовность ребенка к обучающему процессу в школе, индивидуализацию обучающей деятельности; исследует проблему психолого-педагогической диагностики, оптимальную психолого-педагогическую подготовку преподавателя и воспитателя.

Основные задачи социальной педагогической психологии

  1. Установить закономерности и механизмы обучающего и воспитывающего влияния на интеллектуальное и личностное формирование воспитанника.
  2. Выработать закономерности и механизмы в освоении воспитанником социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании ученика.
  3. Установить взаимосвязи между уровнем интеллектуального и личностного развития воспитанника и формами, способами обучающего и воспитывающего влияния.
  4. Выработать специфику в организации и управлении учебного функционирования обучаемых и влиянием данных процессов на интеллектуальное, личностное формирование и учебно-познавательную инициативность.
  5. Изучить психологические основы педагогического функционирования.
  6. Определить закономерности, механизмы, факты развивающего обучения.

Взаимоотношения в детских группах и коллективах

Детский коллектив должен исследоваться неразрывно с бытовыми и социальными условиями, его формирование и развитие определяется общественной жизнедеятельностью взрослых. Детская общественная жизнь довольно своеобразна, интересна. Прежде всего задача по изучению детского коллектива продиктована насущными потребностями теоретической и практической воспитательной деятельностью. Для обоснования методики школьного, дошкольного, клубного функционирования необходимо понимание характерных особенностей детской общественной жизни, видовых установок детских сообществ, изучения факторов, организующих и дезорганизующих детский коллектив, выяснения положения и роли отдельных личностей в жизнедеятельности детского коллектива.

Детским коллективом называется определенная группа детей, объединенная общими, имеющими общественно ценный смысл целью и совместной деятельностью, организуемой для их достижения. Коллектив отличается высоким уровнем развития, сплоченностью, интегративными процессами, коллективистической направленностью. Чувство солидарности объединяет членов коллектива, они осознают себя его частью, готовы действовать на пользу группы и общества, оказывают друг другу поддержку и помощь.

Замечание 2

Посредством детского коллектива происходит целенаправленная социализация и воспитание человека. Детский коллектив представляется высоконравственной системой, эстетически воспитывающей общественные отношения, способы общения в детской среде, способствующей формированию личностных качеств и развитию яркой индивидуальности.

Роль детских коллективов в формировании индивидуальности

В детском коллективе ребенок накапливает позитивный социальный опыт. С поступлением в школу, ребенок автоматически становится членом многих коллективов, многие из которых он выбирает сам. Коллективом открываются возможности по накоплению опыта коллективного поведения в таких позициях, как подчинение, активное противопоставление и руководство. Это формирует социально ценные качества: социальную справедливость, ответственность, инициативность, гуманное отношение к окружающему миру и природной среде, активная гражданская позиция.

Коллектив формирует и личностные характеристики: самооценку, уровень притязаний, самоуважение, уважение старшего поколения. Коллективная жизнедеятельность закладывает интеллектуальную и нравственную ориентации личности. В условиях коллектива трудовой процесс способствует проявлению взаимоответственности, взаимопомощи, творческое отношение к труду.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :