Возрастная и педагогическая психология


Возрастная и педагогическая психология

Сущность возрастной психологии как науки

Возрастной психологией, разделом психологической науки, исследуется онтогенетическое развитие психики, его стадии и обоснованности перехода с одной фазы на другую (младенчество, ранний возраст, дошкольные годы, младшие школьные годы, подростковый период, юношеские годы).

Возрастная психология, как сфера знаний, содержит сведения о законах возрастных преобразований психики человека. На каждом возрастном этапе существуют специфические возрастные задачи по освоению окружающей действительности и культурных явлений, решаемых с помощью формирования новых типов поведения.

Научная основа возрастной психологии состоит из фундаментальных теоретических положений, разрабатываемых в отечественной психологической науке, исследует социальную природу человеку и закономерности ее развития на каждом этапе онтогенеза.

Замечание 1

Необходимо отметить крупнейших ученых, сформировавших научную основу всей психологической науки, таких как Выготский Л.С., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Гальперин П.Я., Ананьев Б.Г., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.

Определение предмета и объекта возрастной психологии

Если основываться на таких положениях, то человеческая психика - это продукт развития. Психическое развитие осуществляется посредством овладения социальным опытом, накопленным человечеством за весь многовековой период своего существования. Возрастная психология является отраслью общей психологической науки.

Предмет возрастной психологии заключается в выявлении и изучении ведущих возрастных особенностей и динамического процесса психического развития человека в течение всей его жизнедеятельности.

Объектом изучения возрастной психологии является нормальная, здоровая личность, развивающаяся и изменяющаяся в онтогенезе.

Составляющие предмета возрастной психологии

Возрастной психологией рассматриваются изменения психики и поведения личности, как признак развития эволюционных изменений, достаточно медленных, количественных и качественных, происходящих в двух областях: в поведении и в психике ребенка при переходе его из одного возраста в другой. Эти изменения занимают значительный жизненный период, несколько лет. Зависимы они от постоянных факторов таких, как биологическое формирование, психофизиологическое состояние детского организма, роль детей в структуре социальных человеческих взаимоотношений, достигнутый уровень личностного и интеллектуального развития.

Изменения революционного характера, очень глубокие, происходят быстро, за небольшой промежуток времени. Совпадают они с кризисами в возрастном развитии, возникающими всегда на стыке двух возрастов между спокойными периодами в системе эволюционных изменений поведения и психики.

Изменения особого характера. Они представляют собой ситуационные изменения, особый признак в развитии, связанный с влиянием конкретных сложившихся обстоятельств (семейные ситуации, коллективные ситуации, общественные ситуации). Ситуационные изменения состоят из происходящего в поведении и психике ребенка посредством влияния, организованного и стихийного обучающего и воспитательного процесса.

Подводя итог, необходимо отметить, что первые два типа изменений (возрастное эволюционное и революционное) устойчивые, необратимые, не требующие систематических подкреплений, они сформировались однажды и останутся навсегда. Их функция в изменениях психологических особенностей человека как личности в направлении прогресса. Ситуационные изменения являются неустойчивыми, обратимыми, закрепляются они в последующих упражнениях при помощи тренировок. Их специфика в оставлении личности без перемен и сменой поведенческих форм, знаний, умений и навыков.

Сущность и предмет педагогической психологии как науки

Педагогической психологией называется раздел психологической науки, который содержит знания и изучает проблемы обучающей и воспитательной деятельности ребенка, психологический фундамент педагогического функционирования преподавателя, учителя, воспитателя, родителей, педагогической группы.

В качестве предмета педагогическая психология изучает специальные особенности применения приемов и методов в обучающем и воспитательном процессе, и формировании личностного развития.

Детская психология как раздел в развитии возрастной и педагогической психологии

Детская психология является наукой, изучающей специфику психической жизнедеятельности ребенка и законы психического развития детского возраста (с момента рождения до восемнадцати лет). Детская психология исследует в качестве предмета особенности психологии всех возрастных этапов, рассматривает новое возникающее и развивающееся в нем, вкладе в общее формирование личности, изменения, происходящие в каждом возрастном периоде.

Детской психологией исследуется психическое развитие посредством развития детской деятельности, общение ребенка с людьми, познание им окружающей действительности, формирование его личностных особенностей. Трудности в изучении психической жизнедеятельности ребенка в том, что его жизнь находится в постоянном изменении. Дети растут и развиваются. Существенные отличия присутствуют в понятиях рост и развитие.

Ростом называются количественные преобразования или совершенствование каких-либо функций. Возрастает вес и рост ребенка, все лучше управляется он с предметами, учится говорить и ходить. Это количественное наполнение, то есть явление роста. А развитие заключается в качественных изменениях, возникают психические новообразования.

Замечание 2

Возрастная и педагогическая психология на современном этапе ставит перед собой теоретические и практические типы задач, так как является научно-практической дисциплиной.

Основные задачи возрастной и педагогической психологии

Основными задачами являются:

  1. Исследовать возрастную психодинамику и развитие личности в соответствии с культурными, историческими, этническими, социальными, экономическими условиями, различными видами воспитательного и обучающего процесса.
  2. Исследовать дифференциально-психологические различия, половозрелые и типологические свойства человека.
  3. Исследовать процесс взросления во всех его проявлениях.
  4. Измерить изменения в жизнедеятельности человека с помощью единиц времени (периодизация).

Возрастная и педагогическая психология применяет все многообразие методов из общей психологии, адаптированных к определенному возрастному периоду.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :